Эта единая точка созревания распалась на три отдельных, образуя своеобразный треугольник, который схематически изображает структуру переходного возраста и основу его критичности. Но теперь мы можем спросить: как возникло это несовпадение? Нам думается, все предшествующее достаточно ясно говорит за то, что оно возникло исторически; у животных дело обстоит иначе, там две точки созревания, полового и обще-органического, непосредственно совпадают, есть основания полагать, что у человечества также некогда период полового созревания завершал процессы развития и роста, но далее человечество создало себе юность, оно вынесло свой период развития за точку полового созревания, и отсюда началось расхождение.
Вспомним далее, что это завоевание юности, это продление периода развития, это вынесение детства за черту полового созревания было вызвано причинами исторического и социального характера, как правильно говорит П. П. Блонский, резко улучшенным питанием человечества в результате роста производительных сил. Таким образом биологические рамки детства были раздвинуты и человеческая биология была грубо перепахана и перемежевана историей, отсюда и начался кризис. Понятно, что, по мысли Корре, этот кризис будет прямо пропорционален росту культуры.
Мы можем теперь, пользуясь этой схемой, кратко пояснить, как в свете этой теории надо представить себе расхождение в типах развития у буржуазного и рабочего подростка. Этот второй момент — различие социальной среды, нельзя объединять с первым моментом, с сопоставлением среды биологической и социальной. Ведь из прежнего положения вытекает только тот факт, что по сравнению с биологической средой социальная вызывает более критическое протекание переходного возраста. Но вопрос этим не ограничивается.
Остается сказать далее, почему социальная среда намечает два столь полярно противоположных типа этого кризиса, которые мы наблюдаем у рабочего и буржуазного подростка. Объяснение этого нам кажется содержится в принятой нами схеме треугольного завершения процессов развития.
Что существенно отличает рабочего и буржуазного подростка друг от друга, это раньше всего их классово-противоположное положение в обществе: один принадлежит к эксплуатируемому, другой к эксплуатирующему классу. Это значит, что перед каждым из них стоят совершенно различные жизненные задачи в смысле приспособления. Перед одним, часто задолго до наступления поры полового созревания и уже никак не позже, встает необходимость социально-экономического приспособления.
Он должен трудиться, чтобы жить. Это становится для него основной жизненной потребностью, вернее сказать, целым гнездом жизненных потребностей, которые выдвигаются на первое место. Необходимость обеспечить свое жизненное существование, необходимость работать — чтобы есть, становится доминирующей потребностью, впервые созревающей именно в переходный период. Если мы обозначим условно вершины треугольника развития ПОС, то вершиной этого треугольника будет точка С, соответствующая моменту социально культурного созревания. Вот почему рабочий подросток проходит часто сокращенный путь этого культурного созревания, вот почему его юность оказывается часто невыявленной, скомканной, бледной, как указывает Шпрангер, или как правильно указывает П. П. Блонский часто он вовсе лишен юности, этого высшего периода культурного развития. Это позднее приобретение человечества, очень сильно варьирующее, неустойчивое и изменчивое, является, очевидно в известном смысле классовым достоянием. «Будущей истории человечества — говорит проф. Блонский — предстоит еще закрепить для себя юность, сейчас это далеко не общее достояние, по крайней мере, как длительное явление. Обездоленные рабочие массы этим достоянием мало-мальски прочно еще не обладают».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.