Итак, изучение развития и целостный подход к ребенку являются непременным следствием применения диалектического метода к педологии. Но этот метод предполагает еще и установление единства всех изучаемых явлений, всех отдельных сторон и процессов ибо иначе не возможно было бы между ними установить никакой связи.
Эта монистическая тенденция глубоко характерна для современной педологии, в отличие от дуалистической тенденции прежней науки о ребенке, которая рассматривала развитие тела и души, как развитие двух особых сущностей, непосредственно друг с другом не связанных, лежащих в разных совершенно мирах, между которыми можно установить только одно соотношение, именно временное совпадение.
Лучшей иллюстрацией этого может служить приводимое нами ниже учение Шпрангера относительно чисто временного совпадения физических и психических изменений в эпоху полового созревания. Между одним и другим этот автор не устанавливает никакой связи, изучая то и другое, как самовзрослеющие сущности и занимая тем самым метафизическую позицию.
Только на основе монистического понимания развития ребенка оказывается возможным тот подход к нему, который сейчас начинает становиться главенствующим в многих психологических и педологических направлениях, и который называют обычно структурным подходом.
Само понятие структуры, т. е. не механического и суммативного а оформленного, целостного, синтетического, объединения отдельных частей, предполагает непременно единство образующих ее сторон и «существенную» диалектическую связь между этими частями. Отсюда возникает и последнее требование диалектического метода, требование изучать конкретного ребенка, т.-е. ребенка, растущего в определенной социальной среде.
Это требование изучать ребенка вместе с окружающей его социальной средой и в зависимости от структуры и направленности, этой среды ни в какой главе педологии не осознано сейчас так сильно, как в главе о подростке.
Любопытно, что даже буржуазные педологи, как напр. наиболее известный в Германии Шпрангер, прямо говорят, что они изучают или во всяком случае стремятся изучать личность подростка, как носители известной культуры, как известный конкретный тип, в котором отразился психологический облик эпохи, национальности и т. д., Шпрангер объявляет, что задачей психологии подростка является изучение подростка известной эпохи, но не юности вообще.
В этом видим мы одно из величайших завоеваний современной педологии, именно внесение в нее исторической точки зрения, которая правда, у таких психологов, как Шпрангер, соединяется с их общим метафизически-идеалистнческим воззрением. Но эти психологи правильно говорят, что нужно внести в психологию исторический момент
В развитии ребенка и подростка мы можем различить две основные линии, по которым идет самый процесс развития и формирования личности и из сложного сплетения которых складывается все своеобразие каждой возрастной ступени. Одна — это линия органического роста и созревания, другая — линия социально-культурного развития и формирования ребенка. Ребенок в процессе своего развития формируется не только, как известный биологический тип, но и как определенный социальный тип личности, несущей на себе отпечаток всего своеобразия данной исторической эпохи. Как определенный социотип, ребенок и подросток могут быть поняты только исторически. Поэтому внесение исторической точки зрения в педологическое исследование является необходимым условием для полного и всестороннего изучения развития ребенка. Самая теория педологии превращается при этом в историю детского развития, на каждой ступени которой господствуют свои особые закономерности. К педологии в полной мере применимы слова Энгельса: «Вечные законы природы превращаются все более и более в исторические законы». Своеобразие педологического исследования и заключается в том, чтобы проследить, как «вечные законы природы превращаются все более и более в исторические законы» — в области детского развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.