Педология подростка. Половое созревание, страница 64

А. Б. Залкинд также указывает на физкультуру, как на одно из важных средств полового воспитания. Он выдвигает два основных педологических правила физической культуры в переходном возрасте: „А. При сохранении богатого эмоционального тонуса подростков надо добиться спокойного состояния их нервной системы.— В. Центр тяжести специальных физкультурных влияний в переходном возрасте должен быть сосредоточен на воспитании тормозных процессов, тренировки, закалки.

физкультура должна помочь наиболее разумной организации энергетических переключений — в этом и заключается ее главная задача... Главная методическая задача общей и специальной физкультуры сводится к формированию наилучших тормозов, «наибольшего умения сдерживать, регулировать, умерять, разумно направлять свои энергетические тяготения. Именно в этом — основа основ».

Мы видели, что в этом — в овладении своим поведением в культурном развитии — «основа основ» не только физического воспитания, но и общего воспитания в переходном периоде. В различных формах и планах эта основа будет встречаться нам "во всех дальнейших очерках. Единственное, что необходимо отметить здесь же при первом упоминании, это единство этой основы во всех ее проявлениях. Выработка тормозов и овладение психомоторным аппаратом в области физического воспитания, и выработка личной этики, подчинение сексуальных и эротических влечений власти и целям личности - в области полового воспитания овладение и подчинение себе высших процессов мышления в сфере умственного воспитания - все это различные аспекты одной и той же основы.

Необязательная литература для углубленной проработки задания.

1. И. А. Арямов, Рабочий подросток.—Материалы для педологической характеристики. — Москва. — „Транспечать". — 1928.

Ц. 2 р. — Главы: II- III и VII-VIII.

2. В. Е. Смирнов. Психология юношеского возраста.— Москва— «Молодая Гвардия»—Ц. 2 р. 90 к. — Главы I-III .

3. П П. Блонский. Педология. — Москва. — «Работник Просвещения» - 1925 г. — Ц. 2 р.-Гл. 5, § 1.


Задание № 6

ГЛАВА VI. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

Содержание задания.

Железы внешней и внутренней секреции.— Железы внутренней секреции, как факторы роста и развития детского организма;- Роль половых желез в формировании и развитии организма. — Опыты изменения пола и омолаживания.— Изменения в системе желез внутренней секреции в переходный период. Понятие о сублимации энергии полового инстинкта. — Любовь в переходном возрасте — Расхождение в путях развития и особенности созревания мальчиков и девочек. — Совместное воспитание. - Половая жизнь современной молодежи.— Стадии и сроки полового созревания.

План проработки задания.

1. Составьте конспект настоящего задания, включив в нега также содержание дополнительной литературы, если вам удастся ее проработать.

2. Сравните данные о сроках полового созревания и процессах развития в переходный период у мальчиков и девочек по материалам имеющимся у вас в школе; понаблюдайте за особенностями поведения тех и других и поставьте в связь оба ряда данных для лучшего уяснения этого вопроса.

.3. Распределите какую-нибудь школьную группу подростков на три категории: несозревших (у которых процессы созревания не начались), созревающих и зрелых, сопоставьте эти данные с данными о школьной успешности всех трех категорий и проверьте таким образом положение Кинга Ирвинга о связи полового созревания и школьных успехов.

4. Подсчитайте отдельно: 1) для неуспевающих подростков какой-либо группы, 2) для хорошо успевающих и 3) для всей группы в целом процент несозревших подростков, сопоставьте эти данные и таким образом проверьте данные И. А. Арямова о связи неуспеваемости с задержкой полового созревания.

В нашем организме есть ряд органов, выделяющих особые жидкости или соки, играющие большую роль в различных жизненных процессах, как пищеварение и др. Такие органы называют железами а их выделения — секретом той или иной железы. Примерами этих секретов может служить слюна, желудочный сок, необходимые для переваривания пищи и т. д., а слюнные железы или потовые или поджелудочная железа могут служить примерами этих органов. Общей особенностью всех этих желез является наличие особых выводных протоков, через которые секрет, отделяемый железой, выделяется наружу—в полость рта, в желудок, в кишки, на поверхность кожи и т. д.