Педология подростка. Половое созревание

Страницы работы

123 страницы (Word-файл)

Содержание работы

БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕДФАКЕ МГУ

Л. С. ВЫГОТСКИЙ.

ПЕДОЛОГИЯ ПОДРОСТКА.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ.

ИЗДАНИЕ БЮРО ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ МГУ.

МОСКВА 1980 г.


Оглавление.

Задание № 1. ГЛАВА I. 2

ПОНЯТИЕ О ПЕДОЛОГИИ. 2

Содержание задания. 2

План проработки задания. 2

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 12

3адание № 2. ГЛАВА II. 13

МЕТОДЫ ПЕДОЛОГИИ. 13

Содержание задания. 13

План проработки задания. 13

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 24

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 1 и 2. 24

Задание № 3. 25

ГЛАВА III. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВНЫХ ЭПОХ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ. 25

Содержание задания. 25

План проработки задания. 25

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса: 35

Задание № 4. 37

ГЛАВА IV. Обзор ГЛАВНЕЙШИХ ТЕОРИЙ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 37

Содержание задания. 37

План проработки задания. 37

Необязательная литература для углубленной проработки вопроса. 47

Задание №5. 48

ГЛАВА V. ОБЩИЙ ОЧЕРК ПЕРЕХОДНОГО возраста. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА. 48

Содержание задания. 48

План проработки задания. 48

Общий очерк переходного возраста. 48

Анатомо-физиологические особенности подростка. 55

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 68

Задание № 6. 69

ГЛАВА VI. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. 69

Содержание задания. 69

План проработки задания. 69

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 80

Темы для контрольных работ к заданиям №№ 5—6. 80

Задание № 7. 82

ГЛАВА VII. ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ. 82

Содержание задания. 82

План проработки задания. 82

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 102

Задание № 8. 103

ГЛАВА VIII. КОНФЛИКТЫ И ОСЛОЖНЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА. 103

Содержание задания. 103

План проработки задания. 103

Необязательная литература для углубленной проработки задания. 122

Темы для контрольных работ к заданиям №°№ 7 и 8. 122


 

Задание № 1. ГЛАВА I.

ПОНЯТИЕ О ПЕДОЛОГИИ.

Содержание задания.

Понятие о развитии ребенка. — Важнейшие особенности детского развития. — Факторы, обусловливающие детское развитие. — Наследственность и среда .—Роль мозговой коры в развитии ребенка.— Взаимодействие биологических и социальных факторов. — Предмет педологии.

План проработки задания.

1. Внимательно прочтите текст этого задания, составьте конспект и план всей лекции.

2. Проанализируйте в каком-либо курсе или сочинении по географии одну главу (посвященную описанию какой-либо страны) и отметьте: 1) какие научные методы должны были быть употреблены для установления сообщаемых в ней научных данных; 2) какие разнородные точки зрения объединяет география при изучении той или иной части земной поверхности.

3. Подыщите конкретные примеры из личных наблюдений или из сведений, почерпнутых вами из книг и из других источников, к каждому положению, выдвигаемому в тексте.

Педология есть наука о ребенке. Основной факт, с которым мы встречаемся, подходя к ребенку, это — развитие. Ребенок находится в постоянном процессе изменения и роста, и поэтому прежде всего следует выяснить основные моменты, характеризующие тот процесс, который мы называем процессом детского развития.

С внешней стороны раньше всего бросается в глаза тот факт, что процесс детского развития в основе своей сводится к росту, т.-е. к чисто количественному изменению и нарастанию материальной массы тела ребенка. Если мы сравним зародышевую клетку, из которой получает начало развитие ребенка, с новорожденным младенцем, нас прежде всего поразит огромное увеличение материальной массы этой живой клетки, т.-е. на первый план как будто выступают явления роста сами по себе. Тот же самый результата  получится, если мы сравним новорожденного ребенка с взрослым человеком.

Первое и самое наглядное различие, которое сразу бросится нам в глаза, будет заключаться в том, что перед нами маленькое существо, которое в процессе своего развития превращается в большой организм, хотя это увеличение н является крайне замедленным по сравнению с ростом в утробный период развития. И наши внешние наблюдения не обманут нас.

Действительно, в основе процессов детского развития лежат явления роста, т.-е. количественное увеличение и наростание массы организма. До сих пор мы еще не имеем исчерпывающей и сколько-нибудь общепринятой биологической теории роста. Однако, сами по себе факты и особенности, характеризующие этот процесс. довольно широко и основательно уже изучены.

Было бы, однако, большой ошибкой сводить все развитие и связанные с ним изменения исключительно к факту роста или количественному увеличению организма. Такая точка зрения в свое время держалась в учении о зародышевом развитии организмов, это так называемая теория преформизма или предобразования.

Сущность этой теории заключается в том, что зародыш представляет собой уже наперед сложившийся совершенно организм той же самой формы и структуры, что и зрелый, но только в микроскопически уменьшенных размерах. С этой точки зрения, например, в семеня дуба заключен уже наперед весь будущий дуб с его ветвями, корнями и листьями, и весь процесс прорастания семени, а затем и роста дерева сводится исключительно к количественному увеличению этого микроскопического маленького организма.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
2 Mb
Скачали:
0