Психопедагогика
Задачи обучения
используется слово «задача». Однако эти два слова связаны друг с другом, и в дальнейшем я постараюсь показать способ их связи и способ связи задач с реальной деятельностью на уроке.
Одной из проблем, с которой может столкнуться всякий, кто займется задачами в той форме, в какой они обычно выражены, является неоднозначный и общий характер употребляемых при этом терминов, буквально лишенных какого-либо значения. Отрывок из программы колледжа поможет нам убедиться в этом. Одной из целей читаемых курсов является «создание условий, при которых каждый студент сумеет развить свои творческие возможности с максимальной полнотой». Кто будет спорить с подобным утверждением? Но кто знает, что оно означает? Я нисколько не сомневаюсь, что все мы за развитие творческих возможностей и против развития пороков. Но то, что у одного человека является пороком, у другого оказывается положительным качеством. И точно так же то, что для одного человека есть творчество, для другого всего лишь соглашательство. И вы можете спросить себя, как вы собираетесь узнать, достигли ли вы своих «максимальных возможностей»?
Программы государственных экзаменов также содержат примеры подобных формулировок: «имей, прочные знания», «уметь проявить свою осведомленность». Нечто похожее содержат программы курса по педагогической психологии: сначала провозглашаются общие цели, типа «Теория личности», а затем перечисляются писавшие об этом предмете психологи, т.с. то, что студенты будут изучать Фрейда, Айзенка и Кеттелла. Изучение Пиаже, разумеется, занимает большую часть студенческого времени.
Это не значит, что я думаю, будто «владение прочными знаниями», «проявление осведомленности» или «знание» Пиаже несущественно. Проблема как раз в том, что означают эти выражения. Если учитель, поставив перед собой подобные цели, попытается достичь их, то ему трудно будет решить, добился он этого или нет. Как он сможет установить, обладают ли его ученики твердыми знаниями? Или же они должны их усвоить? И как он установит, знают ли они Пиаже?
«164»
Помимо проблемы уточнения с целями типа «знание чего-то или кого-то» связана еще одна трудность. Из чего складывается «владение» Пиаже, дробями, поэтами-метафизиками, эпохой Реформации или географией Средиземноморья? Задачи по крайней мере устанавливаются на основе того, чему должны научиться учащиеся. Вероятно, подобные слишком общие высказывания об учебном предмете означают, что учащиеся должны в какой-то степени научиться этому предмету. Но вряд ли это поможет нам, когда мы столкнемся с многочисленностью уровней владения некоторыми из учебных предметов. При этом возникает дополнительная проблема, что означает «научиться» в различных ситуациях обучения.
Я уже говорил и думаю, что большинство учителей со мной согласились бы в том, что их основная задача — помочь детям чему-то научиться. Я также показал, что различные типы научения требуют различных ситуаций обучения. Если это так и если все задачи учителя сводятся к оказанию какой-либо помощи, то необходимо эти задачи сформулировать таким образом, чтобы стало ясным, какой тип научения имеется в виду. И если нас интересуют дроби или знание Пиаже, то необходимо уточнить, какой именно аспект дробей или работ Пиаже нас интересует.
Поскольку нас интересует научение детей, то нас должны интересовать те изменения в их способностях, установках, чувствах и навыках, которые происходят в результате нашего обучения. Вы можете спросить: «Какая разница между ребенком, который прошел этот курс обучения, и ребенком, который такого курса не прошел?» На подобный вопрос нельзя дать ответ: «Дроби» или «Пиаже», он должен быть сформулирован в терминах способностей и чувств ученика. Формулировки типа «проявить знание» не много нам дадут, хотя в чем-то и помогут. Для того чтобы ответ оказался понятным, нам необходимо выразить задачи обучения в таких терминах, которые позволили бы точно сказать, когда ученик «проявил знание» или что «они у него прочные» (R.F. Mager, 1975).
Поэтому я считаю, что решение о задачах связано с двумя основными моментами: сформулировать эти задачи в соответствии с представлением о тех умениях, которыми должны овладеть ваши ученики по окончании курса обучения; добиться при этом как можно более точной формулировки. Все сказанное мною ранее может помочь в этой работе. Именно это преследовалось моим вопросом: «Как вы смогли бы отличить ученика, который научился тому, чему вы хотите научить, от того, кто еще не проходил данным курс обучения?»
«165»
О ком из двух учеников вы скажете, что у него «прочные знания»? Я думаю, вам будет очень трудно это решить, просто глядя на них. Вы, скорее всего, заведёте с ними разговор об изучаемом предмете, попросите их написать что-нибудь и, возможно, понаблюдаете за их действиями. Иными словами, они должны нечто сделать или попытаться сделать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.