Анализ задач. Хотя согласие относитеьно самых общих целей абсолютно необходимо, оно мало что дает в педагогическом отношении. Действительно, подобное согласие можно рассматривать как отправную точку разработки задач обучения. Если учителя от использования таких задач получат хоть какую-то пользу (а я думаю, что это так), эти задачи необходимо определить с точностью и конкретностью, отвечающими работе в классе. Проблему выведения подобных задач из общих целей обучения отчасти можно рассматривать как проблему анализа этих задач.
В последние годы об этой проблеме писали многие. Но, без сомнения, наиболее известной является работа Блума и его коллег (B.S. Bloom et al., 1956). Блум был редактором первого тома «Таксономии целей образования», выпушенного Американским советом по вступительным экзаменам в колледжи и университеты. Слово «таксономия», когда появилась эта книга, было не столь известно, как теперь, и означает оно систематику. Блум в предисловии к книге приводит определение из словаря: «Таксономия, то же, что систематика, - распределение животных и растительных организмов по группам в соответствии с их естественными связями...» Авторы не стремились, чтобы классификация целей соответствовала «естественным связям». Только весьма самоуверенный человек может надеяться осуществить нечто подобное в данной сфере деятельности. Фактически, даже в более простом деле классификации растений и животных естественные связи сегодняшнего дня могут стать никуда не годными в таксономии дня завтрашнего. Суть в том, что Блум и его соавторы не претендуют на создание «правильной» системы классификации, или таксономии, целей образования, они лишь первые, кто познакомил нас с ней, хотя многие, когда речь идет о целях образования, отождествляют эти цели с таксономией Блума.
«168»
Функция любой классификации помочь нам разобраться в чем-то сложном. Дьювейевская десятичная система классификациикниг — пример тому. Она полна поскольку помогает нам систематизировать огромное число книг и по их десятичному индексу определить, о чём они. Вместе с тем рациональность системы подвергается сомнению многими библиотекарями, и фактически большая часть вместо дьювейевской пользуется модифицированной системой, позволяющей осуществлять работу библиотекаря более эффективно.
Точно так же, как библиотекари отказались от системы Дьювея, когда нашли ее не слишком удобной, учит и другим работникам просвещения следует оценить системы целей образования с точки зрения их полезности. Если такая система не отвечает требованиям практики её меняют на другую, а если необходимо, то разрабатывают собственную систему. Исходя из опыта использования блумовского подхода в различных работах по проблеме образования, я пришел к выводу, что с точки зрения педагогической психологии его таксономия не очень-то полезна. Это не означает, однако, что эта система не Может использоваться при разработке учебных программ. Разным лошадям требуется разная упряжь. Я думаю, лучше всего эту ситуацию характеризует упоминавшееся в моей книге по целям образования высказывание Блейка: « Ты должен или создать систему, или стать рабом системы созданной другим» (E. Stones, D. Anderson, 1972). Мне кажется, что слишком много людей стали рабами системы Блума, хотя сам Блум здесь ни при чем, поскольку он не требовал, чтобы на его систему смотрели как на общее правило, а не как на частный случай. Здесь мы опять сталкиваемся с идеей, которую я постоянно провожу в книге: не судите по единственному примеру. Это правило адресовано лентяю, ведь вы прочли в этой книге достаточно много, и вас, конечно, нельзя назвать этим словом.
Таксономия Блума. Хотя это и задержит но я думаю, что с таксономией целей образования, разработанной Блумом и другими, познакомиться необходимо. Блум дает две таксономии: одна касается целей, относящихся к когнитивной области, проще говоря к знаниям, а в другой рассматривается аффективная область, твои чувства. В основе систематизации лежит иерархическая структура. Цели, требующие освоения навыков более высокого уровня сложности, включают (охватывают, подразумевают) цели, требующие менее сложной деятельности. При когнитивном анализе различаются 6 уровней целей, при эффективном 5. Уровень 6 включает навыки уровня 5, 5 уровня 4 и т. д. Таким образом, категории навыков распределены от простых к сложным, от конкретных к абстрактным. Каждая категории подразделяется на более частные подкатегории. Таксономия в целом применяется достаточно широко, и потому не мешало бы обратиться к более подробной картине ее логического обоснования. С тем чтобы раскрыть преимущества этого подхода к классификации задач обучения, на ил. 7.2 я привожу основную систему категорий таксономии Блума.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.