Решение конфликт.
Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица или что его собственное поведение уменьшает эффективность другого лица, индивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, оставаясь в нём, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способа действий, минимизирующего нежелательные для него последствия поведения другого лица, то принято называть такой подход теоретико-игровым и говорить, что индивид ищет решение конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конфликтной ситуации.
198
Многие, если не большинство, теорий конфликта основаны именно на таком представлении [см., например, фон Нейман и Моргенштерн (1953) и Ховард (1966)].
Различные методы устранения проблем, которые обсуждались в гл. 7, имеют непосредственное отношение и к поискам путей избавления от конфликтов. Мы не повторяем их в данном контексте, так как главная цель этой главы состояла в определении и анализе понятий сотрудничество и конфликт. Эти понятия используются в гл. 13, где изучаются свойства социальных групп и организаций.
В ходе экспериментов с конфликтными ситуациями, когда их участники лишались возможности общения, было замечено, что участники стремились действовать таким образом, чтобы их стремления стали понятными другим и были приняты ими во внимание. Когда у людей есть возможность общения друг с другом, они больше склонны к сотрудничеству. На основании наблюдений можно выдвинуть еще более сильное утверждение: даже когда общение только возможно, но не имеет места, людям свойственно сотрудничать в большей степени, чем когда оно запрещено. (Эти и другие выводы были опубликованы в докладе Центра по изучению проблем экономического управления, 1967.) Они свидетельствуют о том, что даже сама возможность общения зачастую приводит к уменьшению враждебности между конфликтующими сторонами. В экспериментах с нашим участием было установлено, что общение оказывает большее положительное влияние на готовность к сотрудничеству, чем все другие многочисленные переменные, подвергшиеся изучению.
Любопытной чертой нашей цивилизации является то, что повышению нашей эффективности в конфликтах посвящено значительно больше исследований, чем сотрудничеству. Способность к эффективному поведению в конфликтах не подразумевает способности эффективно осуществлять сотрудничество. Такая неравномерность в распределении научных усилий и ресурсов' порождает наше умение более успешно вести войну, чем вершить мирные дела.
Сотрудничество предполагает не только отсутствие конфликта. Более того, даже когда две стороны сотрудничают друг с другом, одна из них может «благожелательно» эксплуатировать другую. Даже асимметрия такого типа порождает конфликт (к этому, например, привел «благожелательный» колониализм). Следовательно, уменьшение эксплуатации между сотрудничающими сторонами представляет собой проблему, не менее сложную, чем все, что связано с урегулированием конфликта.
Социальные группы обычно сохраняют свою целостность благодаря сотрудничеству между их участниками. Поэтому естественно, что большинство работ по изучению сотрудничества было выполнено в рамках исследований группового поведения. К рассмотрению этого поведения мы сейчас и обращаемся.
Howard Mi gel. The Theory of Meta-Games. The Mathematics of Meta-Games —«General Systems» II (1966); 167—200.
К a t z Daniel and R. L. S с h a n с k. Social Psychology. New York: John Wiley & Sons, 1938.
Management Science Center. A Model Study of the Escalation and De-escalation of Conflict. Mimeographed. Philadelphia: University of Pennsylvania. 1 March, 1967.
Rapoport Anatol. Three Modes of Conflict. — «Management Science» 7 (1961), p. 210—218.
von Neumann J. and 0. Morgenstern. Theory of Games and Economic Behavior, 3d ed. Princeton. N. J.; Princeton University Press, 1S53.
199
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.