Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 28

Выбор сообщения: модель р - о – х.

Пожелает ли р отправить сообщение о относительно х и какое это будет сообщение, зависит, вероятно, от перечисленных ниже свойств р, некоторые из которых будут продуцироваться поведением получателя. Следует иметь в виду, что получатель не обязательно находился с отправителем в одном и том же физическом окружении; более того, он может вообще не существовать, если, скажем, человек решает оставить послание грядущим поколениям. Кроме того, в роли получателя может оказаться и сам отправитель, находящийся в другом целеустремленном состоянии (например, когда человек записывает телефонный номер, чтобы потом им воспользоваться). Теперь перечислим эти свойства:

1. Убеждения р относительно х: pUx. Структурные и функциональные свойства, которыми по убеждению р обладает х, т. е. образ и понятие рок.

2. Отношение р к х: pLx. Те чувства, которые р испытывает к х: та ценность, которую он придает х.

3. Убеждения р относительно о. pUo: В частности, то, как, по убеждению р, получатель о будет откликаться на возможное сообщение от р относительно х. Это, в свою очередь, вероятно, зависит от убеждений р относительно следующих свойств о:

а) убеждения о относительно х, oUx: pU (oUx);

6) отношение о к х, oLx: pU (oLx).

в) убеждения о относительно р, oUp'. pU(oUp)',

г) отношение о к р, oLp: pU (oLp),

4. Отношение р к о: pLo.

Согласно определению общения (9.1) убеждениями, существенными для выбора со стороны р коммуникативного поведения в отношении о по поводу х, являются его убеждения о возможных вариантах, эффективностях и вероятных результатах х для него самого и для о. Его чувства и мотивы связаны с удельной ценностью для него самого и для о. Эти убеждения представляют собой функцию компонентов ситуации выбора (см. гл. 3). Существенные отличия данной ситуации от разобранного там целеустремленного состояния сводятся к тому, что

1) компоненты данного .состояния включают о с точки зрения р и, по крайней мере потенциально, р с точки зрения о;

2) р убежден, что о тоже является целеустремленным индивидом, способным узнать о доступных в данной ситуации способах действия и сделать свой выбор;

178

3) поэтому р убежден, что он сам и о являются потенциальными сопроду-центами изменения в параметрах состояния друг друга, а значит и в поведении друг друга.

Таковы характеристики социально-психологической ситуации выбора, отличающие ее от психологической ситуации выбора, уже рассмотренной в гл. 3. Здесь предполагается, что индивидуальная система представляет собой одного человека, а не группу (Эш, 1950, с. 161—162).

Одна из наиболее главных отличительных черт такой ситуации состоит в том, что симпатия, когда она относится к другому целеустремленному индивиду, конструктивно понимается как стремление принести пользу, а неприязнь как стремление навредить. Чтобы проверить, нравится ли о отправителю р, нужно посмотреть, сделает ли р в ситуации, когда его собственные интересы не затрагиваются, такой выбор, который, по его убеждению, будет способствовать о в достижении его результатов. Это не то же самое, что привязанность, любовь или преданность, так как в данном случае речь не идет о принесении в жертву собственных интересов.

Теперь мы располагаем всеми необходимыми понятиями, чтобы разработать меры вероятности выбора отправителем р конкретного способа действия при общении. Он может либо информировать, либо инструктировать, либо мотивировать о, имея при этом в виду либо причинить ему вред либо принести пользу. Разумеется, его информирование, инструктирование или мотивирование о может быть направлено на то, чтобы о в свою очередь так информировал, инструктировал или мотивировал р, что р сможет принести о пользу или причинить вред. Делая выбор, р может иметь в виду несколько циклов такого взаимного общения. Его выбор оказывается функцией компонентов ситуации, его самого, получателя, способов действия (в том числе действия при общении), результатов и окружения. К числу параметров, непосредственно влияющих на его выбор, будут относиться, как обычно, привычность, знание, понимание и стремление.