Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 11

Мера степени управления, которым человек располагает в целеустремленном состоянии, может быть разработана следующим образом. Рассмотрим один способ действия C1 и два результата 01 и О2. Когда а) удельная ценность результата 01 для субъекта максимальна (V1= 1 и, значит, V2 = 0), то эффективность использования им С1 для O1 равна единице           (или Е11 ==1), и когда б) удельные ценности обратные (V1 = 0, a V2 = 1), то эффективность использования им C1 для О2 равна единице (или Е12 = 1). В этих случаях субъект имеет максимальную степень управления. Поэтому степень, в какой человек управляет способом действия, отражается в диапазоне изменения эффективности этого способа как функции ценности, которую для человека имеют возможные результаты.

156

9.20. Степень управления (bij) индивида конкретным способом действия (Ci) относительно конкретного результата (О j):

bij  = ( Eij| Vj= 1) - ( Eij| Vj= 0) 

Максимальное значение этого выражения равно 1, а минимальное — 1. Например, предположим, что способ действия — это «использование настольной счетной машины», а двумя результатами являются «правильное вычисление» и «неправильное вычисление». Если субъект может использовать вычислительную машину правильно всякий раз, когда захочет, и неправильно всякий раз, когда захочет, то он полностью управляет настольной счетной машиной по отношению к соответствующим вычислениям.

9.21. Степень управления (bij) индивида конкретным способом действия (Сi) относительно множества из п результатов

n

bi = S bij

i=1

Максимальное и минимальное значения этой меры равны п и - nсоответственно. Теперь можно обобщить введенное понятие на множество способов действия.

9.22. Степень управления (b) индивида в целеустремленном состоянии множеством из т способов действия и множеством из п результатов

m                m      n

b = S bi = S S bij

                                                                                   i=1              i=1    i=1

Максимальное и минимальное значения этой меры равны тп и —mп соответственно. Степень управления индивида в каком-нибудь состоянии представляет собой меру его инструктированности в данном состоянии.

9.23. Чистое  количество   инструкции,  сообщенной  получателю (bN)

bN = b2- b1

где b2, b1 — меры инструктированности индивида в конечном и в начальном состояниях соответственно. Максимальное и минимальное значения этой меры равны 2 тп и—2mn соответственно.

Сообщение может привести не только к обучению, но и к утрате знания, т. е. к потере управления. Приобретение или потеря управления могут быть либо вредными, либо полезными для субъекта: степень и ценность управления должны измеряться отдельно. Мера ценности управления будет введена позже.

Для получения меры общего объема переданной инструкции мы суммируем абсолютные значения изменений, которые происходят с каждой комбинацией Сi— Оj.

157

9.24. Общее количество инструкции, сообщенной получателю (bG):

                                                                                         m       n

bG S S  |b¢ij - bij|

                                                                                       i=1    i=1

где b¢ij, относится к конечному состоянию, а |bij — к начальному.

Поскольку b¢ij - bij имеет максимальное и минимальное значения 2 и 0 соответственно, максимальное и минимальное значения bG равны соответственно 2тп и 0.

9.25. Количество замененной инструкции (bE)

bE =bG|bN|

Поскольку =bG³bN , максимальное и минимальное значения этой меры равны соответственно 2тп и 0.

Информация и инструкция также являются относительными понятиями: одна может быть превращена в другую переопределением способов действия. Рассмотрим способ действия «использование вычислительной машины», где результатом, представляющим интерес, является правильное решение уравнения. Субъект, о котором идет речь, может не знать о том, что имеется специально разработанная программа для решения этого уравнения, и поэтому он составляет свою собственную программу с вероятностью успеха (с эффективностью), равной, скажем, 0,5. Если он получит сообщение, из которого он узнает о существовании готовой программы, то его эффективность при использовании вычислительной машины поднимется до 1. В этом случае -мы можем измерить объем полученной им инструкции.