Мера степени управления, которым человек располагает в целеустремленном состоянии, может быть разработана следующим образом. Рассмотрим один способ действия C1 и два результата 01 и О2. Когда а) удельная ценность результата 01 для субъекта максимальна (V1= 1 и, значит, V2 = 0), то эффективность использования им С1 для O1 равна единице (или Е11 ==1), и когда б) удельные ценности обратные (V1 = 0, a V2 = 1), то эффективность использования им C1 для О2 равна единице (или Е12 = 1). В этих случаях субъект имеет максимальную степень управления. Поэтому степень, в какой человек управляет способом действия, отражается в диапазоне изменения эффективности этого способа как функции ценности, которую для человека имеют возможные результаты.
156
9.20. Степень управления (bij) индивида конкретным способом действия (Ci) относительно конкретного результата (О j):
bij = ( Eij| Vj= 1) - ( Eij| Vj= 0)
Максимальное значение этого выражения равно 1, а минимальное — 1. Например, предположим, что способ действия — это «использование настольной счетной машины», а двумя результатами являются «правильное вычисление» и «неправильное вычисление». Если субъект может использовать вычислительную машину правильно всякий раз, когда захочет, и неправильно всякий раз, когда захочет, то он полностью управляет настольной счетной машиной по отношению к соответствующим вычислениям.
9.21. Степень управления (bij) индивида конкретным способом действия (Сi) относительно множества из п результатов
n
bi = S bij
i=1
Максимальное и минимальное значения этой меры равны п и - nсоответственно. Теперь можно обобщить введенное понятие на множество способов действия.
9.22. Степень управления (b) индивида в целеустремленном состоянии множеством из т способов действия и множеством из п результатов
m m n
b = S bi = S S bij
i=1 i=1 i=1
Максимальное и минимальное значения этой меры равны тп и —mп соответственно. Степень управления индивида в каком-нибудь состоянии представляет собой меру его инструктированности в данном состоянии.
9.23. Чистое количество инструкции, сообщенной получателю (bN)
bN = b2- b1
где b2, b1 — меры инструктированности индивида в конечном и в начальном состояниях соответственно. Максимальное и минимальное значения этой меры равны 2 тп и—2mn соответственно.
Сообщение может привести не только к обучению, но и к утрате знания, т. е. к потере управления. Приобретение или потеря управления могут быть либо вредными, либо полезными для субъекта: степень и ценность управления должны измеряться отдельно. Мера ценности управления будет введена позже.
Для получения меры общего объема переданной инструкции мы суммируем абсолютные значения изменений, которые происходят с каждой комбинацией Сi— Оj.
157
9.24. Общее количество инструкции, сообщенной получателю (bG):
m n
bG = S S |b¢ij - bij|
i=1 i=1
где b¢ij, относится к конечному состоянию, а |bij — к начальному.
Поскольку b¢ij - bij имеет максимальное и минимальное значения 2 и 0 соответственно, максимальное и минимальное значения bG равны соответственно 2тп и 0.
9.25. Количество замененной инструкции (bE)
bE =bG- |bN|
Поскольку =bG³bN , максимальное и минимальное значения этой меры равны соответственно 2тп и 0.
Информация и инструкция также являются относительными понятиями: одна может быть превращена в другую переопределением способов действия. Рассмотрим способ действия «использование вычислительной машины», где результатом, представляющим интерес, является правильное решение уравнения. Субъект, о котором идет речь, может не знать о том, что имеется специально разработанная программа для решения этого уравнения, и поэтому он составляет свою собственную программу с вероятностью успеха (с эффективностью), равной, скажем, 0,5. Если он получит сообщение, из которого он узнает о существовании готовой программы, то его эффективность при использовании вычислительной машины поднимется до 1. В этом случае -мы можем измерить объем полученной им инструкции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.