Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 13

Вспомним, что ценность сообщения для получателя определяется разностью V2* - V1* —между ценностями конечного и начального состояний получателя. Используя ожидаемую удельную ценность в качестве меры ценности состояния, мы можем переписать эту разность следующим образом:

                                                     n     m                                                                                             n      m

V2* - V1* = D V* S S ( Pi +D Pi) (Eij +DEij) (Vj+D Vj) -S S Pi Eij Vj

                                                    i=1    i=1                                                                                       i=1     i=1

Раскрывая это выражение, получаем

D V* = S S D Pi Eij Vj +  S S Pi DEij Vj + S S  Pi Eij DVj + S SDPi *

i       i                                         i       i                                      i       i                                      i       i

DEij Vj + S S D Pi Eij D Vj  + S S  Pi DEij D Vj +  S S D Pi DEij DVj .

                  i       i                                              i       i                                              i      i

Первые три члена представляют собой ценность, добавляемую к начальному состоянию сообщенными информацией, инструкцией и мотивацией соответственно.

9.30. Ценность сообщенной информации (D V*a)

D V*a = SSD PiEij Vj .

                                                                                   i       i

9.31. Ценность сообщенной инструкции (D V*b)

D V*b = SS PiDEij Vj .

                                                                                   i       i

9.32. Ценность сообщенной мотивации (D V*g).

D V*g = SS PiEij DVj .

Каждое из этих выражений может быть и положительным и отрицательным. Если D V*a отрицательно, то получатель был дезинформирован, если положительно, то информирован.

160

Если D V*b положительно, то он был инструктирован, если отрицательно, то его неверно инструктировали. К сожалению, у нас нет общеупотребительной отрицательной формы глагола инструктировать. То же самое относится к

D V*g.

Оставшиеся четыре члена в выражении для D V* представляют собой

D Vab, D V*ag,D V*bgи D V*abg. Например, D Vab является совместным вкладом (не суммой независимых вкладов!) сообщенных информации и инструкции. Подобным же образом могут быть интерпретированы другие члены. Таким образом, ценность сообщения удобно представлять себе как сумму независимых и зависимых вкладов информации, инструкции и мотивации, т. е.

D V* = D V*a +D V*b +D V*g+D V*ab + D V*ag+D V*bg+ D V*abg. 

Выводы

Некоторые попытки применить разработанные здесь меры, описаны у Мартина (1963). Их применение оказывается нелегкой задачей, поглощающей много времени и большие средства. Вдобавок может потребоваться такая степень управления субъектами, которую трудно (если вообще возможно) достигнуть. Наше положение в отношении этих мер подобно положению, в котором оказался бы физик, если единственным способом измерения температуры тела было определение среднеквадратичной скорости его точечных частиц. Нам еще предстоит создать термометры для облегчения измерения параметров человеческого общения, но меры, подобные разработанным здесь, могут оказаться гигантским шагом в направлении простых измерений существенных переменных.

Слишком простые измерения могут быть вообще не измерениями и оказаться несущественными. Хорошие меры обычно проходили через четыре стадии. На первой стадии используется объективное суждение субъекта. Так, например, мы оценивали интеллектуальные способности людей или в какой-то исторический период температуру предмета. На второй стадии изыскиваются более простые в применении показатели, которые хорошо согласуются с суждением экспертов. Процедура, описанная Турстоном и Чейвом (1929) для построения тестов на отношение, — процедура, которой все еще широко придерживаются, — основывается на соотнесении числа набранных очков с суждением экспертов. Такие объективные показатели субъективного суждения, как бы полезны они не были, не дают мер в сколь-нибудь строгом смысле слова, потому что с ними не связаны никакие единицы измерения и, что более важно, никакие идеализированные конструктивные определения и, следовательно, стандарты для числового выражения свойства. В настоящее время подсчеты числа ссылок на научную статью дают именно такой субъективный показатель ее ценности, потому что они не основываются на конструктивном определении и на мере ценности научной статьи.