Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 35

Важную разновидность общения между А и В по поводу Х представляет собой такое общение, которое можно рассматривать, как попытку продуцировать согласие или несогласие в убеждениях А и В, касающихся X, или в их отношении к X. Такой процесс рассматривался Ньюкомбом (1966), сформулировавшим несколько постулатов об этой форме общения. В приложении 3 анализируется один из этих постулатов и показывается, как использование нашей системы понятий может обогатить предположения Ньюкомба, сделать их более точными и заложить основу для разработки эффективных тестов для их проверки.

В приложении 3 мы также пытаемся истолковать по-своему важную гипотезу Рапопорта (1960) по поводу споров.

Общение нескольких индивидов

Вестли и Маклин (1966) разработали весьма интересную концептуальную модель для исследования общения между несколькими сторонами. Строго говоря, они рассматривали проблемы массовой информации, но, как нам кажется объединение их понятий с нашими приводит к более общей модели того, что, следуя Бавласу (1966), можно назвать цепным общением, при котором А общается с В через С.

195

В данном контексте мы будем называть С посредником. Модель, о которой идет речь, обобщается на произвольное число посредников, так что цепь может иметь любую длину. Более того, сменой ролей (например, между А и В) можно получить типы коммуникационных сетей, отличные от цепи.

Под посредником (С) Вестли и Маклин понимали нечто, действующее без цели (в их смысле) и не стремящееся повлиять на получателя (в нашем смысле):

С играет роль агента В в нецеленаправленном отборе и передаче нужной В информации, особенно в тех случаях, когда В не имеет прямого доступа к данной информации (с. 87).

Не ясно, зачем авторам понадобилось так ограничивать функцию посредника. Нам кажется, что посредник может и изменять содержание, вкладываемое в сообщение отправителем (путем цензуры, редактирования или как-то иначе), чтобы изменить влияние сообщения на получателя. Тогда его поведение будет целеустремленным в нашей терминологии или целенаправленным в их терминологии. Посредник может очевидно выполнять функцию фильтра и сокращать сообщения, а не только искажать, накапливать или передавать их.

Разработанное Вестли и Маклином понятие социального общения можно значительно обобщить. Начнем с наиболее очевидного.

Сообщения от различных источников (Л;) по поводу одного и того же X, даже когда они предназначены для одного и того же получателя (В), могут структурно или функцинально отличаться друг от друга из-за .различия либо 1) в наблюдениях Л;, хотя они и наблюдают одно и то же X, либо 2) в их убеждениях и отношении к X, Д;, С, и ко всем прочим индивидам в системе, либо 3) в их способностях формулировать эффективные сообщения. Эти различия приводят к необходимости оценки альтернативных источников информации, инструкции и мотивации.

Если aiнамеренно посылают сообщения Сi по поводу X, то возможно, что они рассматривают Сi, не как посредников, а как получателей. Местная сплетня может разнести сообщение, которое не предназначалось отправителем для дальнейшего разглашения. Сi могут перехватить сообщение, вовсе для них не предназначавшееся (например, когда газетный репортер, услышав чью-то беседу, публикует ее содержание). Бывают случаи, когда Сi видят свою роль главным образом в том, чтобы получать от Ai сообщения, которые Л; не собираются делать достоянием Вi, а потому и самих Сi. К такой категории посредников относятся частные детективы, шпионы и репортеры скандальной хроники.

Нам хотелось бы подробно рассмотреть те функции, которые могут выполнять посредники (а также отправители и получатели) в процессе общения. Прежде всего, остановимся на продуцировании сообщения.

11.15. Кодирование: акт продуцирования сообщения.