Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 2

По определению словаря Вебстера глагол «одобрять» имеет значение «положительно относиться к чему-нибудь, быть благодарным, признательным за что-нибудь». «Быть благодарным» определяется как «одобрительно относиться за оказанное благо». Нам представляется, что благодарность обращена к лицу за нечто им совершенное. Одобрение же— это признательность человеку не только за то, что он уже сделал, но и за то, что он в состоянии сделать.

9.4. Одобрение: индивид (А) одобрительно относится к другому индивиду (В), если А убежден, что В способен продуцировать удовлетворение А (т. е. достижение некоторых целей, поставленных А).

Одобрение пассивно, в то время как приверженность активна.

9.5. Приверженность: А является приверженцем В, если А не удовлетворен состоянием неудовлетворенности В и удовлетворен состоянием удовлетворенности В.

Значит, если А является приверженцем В, то А стремится положить конец неудовлетворенности В и сохранить его удовлетворенность. Отметим, что приверженность предполагает не только сочувствие, но и стремление как-то проявить такое сочувствие.

Противоположностью приверженности является антогонизм — желание сохранить состояние неудовлетворенности другого субъекта и ликвидировать состояние его удовлетворенности. Приемлемого антонима понятия «одобрение» нет, и поэтому мы используем слово «неодобрение» для выражения убеждения А в том, что В способен продуцировать неудовлетворенность в А.

Теперь рассмотрим несколько весьма тонких чувств: любовь, ненависть и преданность. Содержание понятий, вкладываемых в названия этих чувств, настолько сложно и неясно, что нельзя надеяться на согласие взглядов тех, кто пытался проанализировать их смысл. Е. А. Сингер мл. (1923), анализируя эти понятия в своей работе «Ройс о любви и преданности», предложил следующие определения.

9.6. Любовь: А любит В, если 1) А одобрительно относится к В и предан В и 2) удовлетворенность, продуцируемая В в А, не может быть продуцирована никаким иным индивидом.

Таким образом, любящий воспринимает того, кого любит, как источник удовлетворения и хочет видеть предмет своей любви пребывающим в состоянии удовлетворения. Это порождает готовность любящего уступить воле и желаниям того, кого он любит. Но все это характерно для нашего отношения ко всем, кто нам далеко не безразличен.

143

Любовь отличается от расположения к человеку тем, что она проявляется исключительно по отношению к одному лицу; любовь индивидуализирует свой объект, делает его незаменимым. Это не значит, что невозможна любовь к более чем одному человеку. Тем не менее, один любимый человек не может прийти на смену другому, если итог другой все еще любим.

9.7. Ненависть: А ненавидит В, если 1) А относится крайне неодобрительно и антагонистически к В и 2) неудовлетворенность, продуцируемая В в А, не может быть продуцирована никаким другим индивидом.

Таким образом, ненависть является противоположностью любви о том, что касается первого условия, но она (ненависть) так же как и любовь, индивидуальна.

Любовь и преданность очень часто используются как взаимозаменяемые термины, когда речь идет о социальных группах, и в особенности о нациях. Говорят о любви к родине или о преданности ей. Различие словоупотребления в таких случаях неясно. Следуя Сингеру, мы считаем, что преданность не является индивидуализирующим чувством.

9.8. Преданность: А предан В, если А относится одобрительно к В и является его приверженцем.

Таким образом, преданность представляет собой любовь без индивидуализации. Объект преданности заменим. Следовательно, любит ли человек свою страну или просто предан ей, зависит от того, в какой степени она может быть заменена другой. В отличие от объекта любви спортивная команда, которой кто-то предан и которую он поддерживает, «болея» за нее, легко заменяется другим объектом преданности при переезде болельщика на новое местожительство.

Природа общения