Если два целеустремленных индивида (или системы) находятся в одном и том же окружении, каждый из них может не знать о присутствии другого. Однако, если индивид (или система) при подобных обстоятельствах испытывает какое-нибудь чувство по отношению к другому, общность окружения должна быть им осознана. Рассмотрим ситуации, при которых каждый из двух целеустремленных индивидов (или систем) осознает факт присутствия другого индивида или системы в своем окружении и то, что выбор вариантов, произведенный «соседом», может повлиять на его положение в будущем. В подобных ситуациях взаимодействие индивидов или систем может продуцировать межсистемное поведение. Система может повлиять на поведение другой системы, продуцируя изменение в одном или нескольких из четырех компонентов, образующих ситуацию выбора другой системы, или в одном или нескольких параметрах выбора другой системы.
Система может воздействовать на компоненты и параметры ситуации выбора другой системы, внося физические изменения в окружение другой системы, в частности внося в это окружение или удаляя из него какой-нибудь инструмент.
144
Однако система может воздействовать на параметры выбора другой системы, не внося изменений ни в ее окружение, ни в компоненты ее ситуации выбора. Такую возможность предоставляет общение. Более того, общение дает возможность системе воздействовать на другую систему, находящуюся в совершенно ином окружении.
9.9. Общение: целеустремленный индивид (В) общается с другим индивидом (А), когда сообщение*, продуцентом которого является В, продуцирует изменение одного или нескольких параметров (Рi, Еij, Vj) целеустремленного состояния А. При этом В может рассматриваться как отправитель, а А как получатель сообщения.
Необходимо отметить несколько аспектов такого определения общения. Во-первых, А и В могут быть одним и тем же индивидом, т. е. человек может общаться сам с собой, например, сделав себе заметку-памятку. Во-вторых, отправитель сообщения может не испытывать необходимости или желания общаться в случае, если, например, его сообщение перехвачено, и таким образом отправитель, хотя и не по своей воле, вступает в общение с перехватчиком. В-третьих, отправитель и получатель сообщения могут быть широко разнесены во времени и пространстве. И Аристотель и Неру с помощью своих сочинений общаются, хотя и односторонне с нами.
Наконец, отметим, что при общении обе стороны должны быть целеустремленны. Если мы нажимаем на кнопку, чтобы запустить какую-нибудь машину, и последняя не имеет выбора, то это не будет общением. С другой стороны, если мы нажимаем кнопку на парадной двери дома, мы не общаемся со звонком, но общаемся с жильцами этого дома:
и мы и они можем избрать альтернативные решения для достижения наших целей.
Перейдем теперь к анализу связи между полученным сообщением и получателем.
Ценность общения
Вспомним, что целеустремленное состояние индивида (Л) характеризуется следующим:
1) множеством доступных способов действия Сi;
2) множеством возможных результатов 0j,
3) окружением S;
4) состоянием A;
5) вероятностью Рi, выбора индивидом A каждого способа действия;
6) эффективностью Eij данных способов действия по каждой цели;
7) ценностью V, результатов для A.
Тогда при заданных доступных способах действия и возможных результатах ценность целеустремленного состояния V* должна быть некоторой функцией от Pi, Еij, Vj, т. е.
V*= f ( Pi,Eij,Vj ). (9.1)
*Определение термина сообщение см. в гл. 10.
145
Природа функции f зависит от определения ценности состояния. Эта ценность может быть определена несколькими различными путями (например, в терминах ожидаемого возмещения затрат, ожидаемого выигрыша или ожидаемого проигрыша). Последующие рассуждения и меры ценности состояния не зависят от применяемой функции. Но для иллюстрации мы употребляем в качестве ценности состояния ожидаемую удельную ценность, т. е.: m n
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.