Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 34

Двустороннее общение двух индивидов: модель А— В —X

Двустороннее общение между Лий подразумевает по меньшей мере такую последовательность сообщений:

[(А к б о X)®  ( В от А о X)] ®  [(В к АоУ) ® (А от В о Y)].

где ® означает продуцирует, а под Х и Y могут подразумеваться либо разные, либо одинаковые предметы. Разумеется, общее число сообщений может быть и больше двух.

Концепцию общения А с В, рассмотренную в первом разделе данной главы можно применить и к общению б с Л, и модель двустороннего общения будет тогда непосредственно вытекать из модели одностороннего общения. Новое обстоятельство состоит только в том, что всякое сообщение, кроме самого первого, может быть (хотя это и не обязательно) откликом на любое из предшествующих.

* В главе VIII книги Смита (1966) описано влияние обратной связи на общение и на выполнение всякого рода задач.

184

В главе 9 было показано, что всякое сообщение может информировать, ин структурировать и (или) мотивировать получателя, независимо оттого, какими были намерения отправителя. Отправитель может, разумеется, стремиться к тому, чтобы информировать, инструктировать или мотивировать получателя или себя.

11.7. Вопрос: любое сообщение любой структуры, посылаемое А с целью продуцировать ответное сообщение, которое бы информировало, инструктировало или мотивировало А.

Посылая 8 некоторый вопрос, А о чем-то спрашивает его. Но если цель сообщения от А к б состоит в том, чтоб информировать, инструктировать или мотивировать В, то А говорит что-то В.

11.8. Заявление: любое сообщение, посылаемое с целью информировать, инструктировать или мотивировать получателя.

Следующее понятие — запрос — хотя и родственно, но не эквивалентно вопросу.

11.9. Запрос: если Л посылает В сообщение с целью продуцировать выбор получателем В какого-то нужного А способа действия (возможно, хотя и не обязательно, общения), то А запрашивает В.

Каждый вопрос представляет собой запрос о дальнейшем общении, но не всякий запрос является вопросом, например: «Пожалуйста, закрой дверь».    Прежде, чем перейти к другим важным типам сообщений, тесно связанным с уже введенными, нужно дать определение понятиям награда и наказание.           11.10. Награда: индивид вознаграждается за свое действие (или бездействие), если это действие (или бездействие) продуцировало в другом индивиде (или в нем самом) поведение, увеличивающее вероятность получения им того, чего он хочет (приносящее ему пользу).

11.11. Наказание: индивид наказывается за свое действие (или бездействие), если это действие (или бездействие) продуцирует в другом индивиде (или в нем самом) поведение, уменьшающее вероятность получения им того, что он хочет (причиняющее ему вред).

11.12. Угроза: Сообщение, означающее стремление отправителя к тому, чтобы получатель что-то сделал (или не делал), и его стремление наказать получателя, если тот это не сделает (сделает).

11.13. Обещание: сообщение, означающее стремление отправителя сделать что-то ценное для получателя (обязательство), и его стремление понести наказание, если задуманное действие не будет исполнено (обязанность).

11.14. Приказ: запрос, содержащий угрозу наказания получателя, если тот не откликнется так, как хочет отправитель.

Запросы и приказы в отличие от вопросов, не требуют двустороннего общения. Вопросы требуют ответов.

Минимальное двустороннее общение может иметь одну из следующих форм:

а) говорит—говорит, б) спрашивает—говорит, в) спрашивает—спрашивает, г) говорит—спрашивает. Общение, заканчивающееся тем, что один из индивидов говорит, может быть либо завершенным, либо незавершенным, если же общение закончилось спрашиванием, то оно непременно оказывается незавершенным, потому что-либо на вопрос не был дан ответ, либо запрос остался неудовлетворенным.