Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 21

Сигналы, как, мы полагаем, предназначены для начала или окончания действий. Это бесспорно так в случае сигналов светофора, останавливающих и возобновляющих движение автомобилей. Но дорожный знак .(например, «проезд воспрещен») также может остановить автомобиль. В сопоставлении дорожного знака и сигнала светофора выясняется, по нашему мнению, ключевое различие между знаком и сигналом. Сигнал в отличие от знака представляет собой поведение объекта: действие или событие. Постоянно горящий красный свет является знаком опасности, а изменяющийся свет светофора называется сигналом.

Собрав вместе все эти замечания, получаем следующее определение.

10.9. Сигнал: действие либо целеустремленного индивида (индивидов), либо объекта, чье поведение продуцируется таким индивидом (индивидами), которое служит знаком стремления этого индивида к тому, чтобы другие целеустремленные индивиды или он сам откликнулись определенным поведением в момент этого действия.

169

Заметим, что индивид может сигнализировать себе, например, поставив будильник или попросив, чтобы его разбудили в гостинице к определенному часу.. Уличный светофор может либо непосредственно управляться полицейским, либо полицейский может установить его так, чтобы он автоматически действовал нужным образом. Даже когда светофор работает автоматически, его поведение продуцируется тем, кто его установил.

Прагматика

Прагматика, как мы сказали, занимается связью между знаком, его источником и (или) откликающимся на него субъектом. Нас сейчас будет интересовать откликающийся субъект. В гл.11 Мы рассмотрим взаимодействие источника и откликающегося субъекта.

Смысл

Термин смысл употреблялся в столь разных значениях, что некоторые авторы, подобно Моррису (1946), вовсе исключили его из рассмотрения. Черри (1957) заметил: «В настоящее время в работах, посвященных общению, наметилась тенденция избегать термина «смысл», где только возможно» (с. 111). Далее он цитирует десять возможных значений слова смысл (с. 112—113). Но вопреки предосторожениям Морриса и Черри анализ термина смысл, стимулированный главным образом работой Огдена и Ричардса (1947, впервые опубликована в 1927), продолжается до настоящего времени. См., например Лаундсбери (1966) и Осгуд и др. (1957). М. Б. Крилмен (1966), составивший современный обзор литературы по этому вопросу, пришел к следующему заключению:

... смысл, подобно загадочной Золушке, остается по-прежнему нераспознанным и неуловимым. Возможно, что одна из трудностей здесь кроется в том, что разные поклонники этой Золушки представляют ее себе каждый по-своему и ее многоликость увлекает их на поиски ее различных проявлений. Некоторые представляли ее простодушным созданием, другие считали ее сложной, тонкой и изощренной. Одни сосредоточивали внимание на ее интеллектуальных качествах, другие же воображали ее -чувствительной и эмоциональной. Были и такие, кто, смирившись с окутывающей ее тайной, заранее согласились с тем, что смогут овладеть ею только в своем воображении, заключив, что она по сути своей недоступна и непонятна (с. 207).

Как уже говорилось, смысл иногда употребляется в семантическом контексте, когда речь идет о том, что мы назвали денотацией и коннотацией, или о значении некоторого знака. По нашему мнению, вряд ли стоит использовать смысл в этом контексте, где у нас уже есть полная и адекватная терминология: это привело бы только к неоправданной избыточности. Иначе обстоит дело в прагматике, где без этого слова образовался бы концептуальный и терминологический пробел.

Философы-прагматисты от Пирса до Дьюи подчеркивали, что на практике смысл термина кроется не в том, откуда он возник, а в том, к чему он ведет, или, говоря их собственным языком, в том, какое влияние он оказывает на поведение откликающегося индивида. Знак, не влияющий на поведение, не имеет смысла, независимо от того, что он означает. Таким образом, смысл знака кроется в том, что он может заставить человека делать. Когда кто-то кричит «Пожар!» в полном людей театре, смысл этого крика следует искать не в денотированном пламени и не в коннотировапном жаре, а в усилии избежать ущерба и разрушений, которое этот крик продуцирует. В действительности смысл, хотя  является функцией того, что означает данный знак, но не совпадает с его значением: он заключается не в значении знака, а в его значимости.