Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 18

Понятие образа оказалось плодотворным для развития психологии. Оно привлекалось для объяснения нашей способности использовать свой прошлый опыт и для объяснения того, почему разные люди по-разному реагируют на одни и те же стимулы. Ранее уже было отмечено, что разные наблюдатели могут по-разному описывать одни и те же вещи. Для объяснения этого факта часто говорят, что их образы (умственные картины) были разными, а описывали они не сами стимулирующие объекты, а именно эти образы. На первых порах в психологии эти образы именовались впечатлениями и идеями.

* При описании модели выбора в гл. 2 и при обсуждении памяти в гл. 4 мы установили, что образы и понятия возникают и изменяются при наблюдениях и при получении субъектом сообщений, а затем хранятся в памяти.

166

Некогда предполагалось, что умственная картина недоступна ни для кого, кроме того, у кого она возникла. Из-за этого в психологии преобладало интроспективное, или субъективное, направление. Но такое предположение не является обязательным.

Мы называем воображением - способность создавать образы и при этом довольно свободно беремся судить о человеке, не спрашивая его, есть или нет у него воображение. На чем основываются подобные заключения? Ясно, что, так или иначе, они основаны на наших наблюдениях. Какие же наблюдения оказываются в данном случае существенными?

Рассмотрим, как с точки зрения здравого смысла формируется образ. Допустим, что вы читаете вслух своему ребенку и вам попадается слово лошадь. Ребенок хочет узнать, что такое лошадь. Вы можете нарисовать ее, показать рисунок или же просто описать ее. При этом вы создаете у ребенка образ лошади. Устное описание лошади может дать представление о лошади, но само по себе оно не составит образ лошади в том смысле, в каком им является рисунок лошади, так как знаки, использованные для устного описания сами по себе не имеют никаких существенных свойств лошади. Рисунок же представляет собой знак лошади, некоторые из свойств которого (геометрические) совпадают со свойствами самой лошади. Он выглядит как лошадь.

10.5. Иконический знак: знак, имеющий некоторые общие структурные свойства с той вещью (вещами), которую он обозначает.

Структурные свойства, как мы уже говорили, включают геометрические, кинематические, физические и морфологические свойства. Значит, иконические знаки имеют тот же вид, вкус, звук, запах или так же осязаются, как и вещи, которые они обозначают, но вовсе не обязательно и редко случается на самом деле, чтобы они функционировали так же, как и эти вещи. Таким образом, иконические знаки не только обозначают некоторые вещи, но и представляют их и, следовательно, могут их при некоторых обстоятельствах заменять. Фотография, представляющая собой распространенный пример иконического знака, может часто заменить лицо, которое на ней изображено.

Иконические знаки, звучащие так же, как и вещи, которые они представляют, называются звукоподражательными, к их числу относятся гае-гае, мяу-мяу, ку-ка-ре-ку.

Иконические знаки индивидуализируют, т. е.  ни представляют вещи или события индивидуально, отличая их от других вещей. Именно по этой причине у нас может создаться образ лошади вообще, но не образ животного. Множества структурных свойств, индивидуализирующих животных, не существует; для этого необходимо привлечь и функциональные свойства. Аналогично у нас может сложиться образ пистолета, но не оружия, потому что индивидуализирующее свойство оружия функционально, а не структурно.

Физический образ является иконическим знаком. Если это образ того, с чем мы непосредственно сталкивались (скажем, лошади), то наш отклик на словесный знак лошадь облегчается. Образ лошади увеличивает нашу вероятность отклика на саму лошадь. Именно поэтому так часто иллюстрируются книги и лекции. Заметим, что существуют картины картин и, следовательно, образы образов.