Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 16

Обратите внимание на то, что в нашем определении не требуется, чтобы сам знак и та вещь, отклик на которую он продуцирует, находились в одном и том же окружении или даже существовали в одно и то же время. Имя человека, находящегося в другом окружении или уже умершего, может продуцировать отклик на этого человека. Более того, поскольку целеустремленные состояния определялись нами так, что в них могут находиться не только люди, но и машины (например, ЭВМ, если ее соответствующим образом запрограммировать), Х может служить знаком чего-то не только для человека, но и для машины. Нам нужны такие определения понятий общение, знак, сообщение и язык, которые были бы пригодными для общения между человеком и -машиной.

Данное здесь определение знака весьма сходно с тем, которое было отвергнуто Моррисом. При этом он ссылался в качестве опровергающего примера на лекарство, продуцирующее в человеке чувствительность к тому, на что он не откликнулся бы, не приняв это лекарство. Прием такого лекарства, кажется, удовлетворяет требованиям, оговоренным в определении знака, но по словам Морриса это противоречит общепринятому словоупотреблению. Заметим, однако, что такое лекарство не оставляет индивиду никакого выбора, оно навязывает ему повышенную чувствительность. Это обстоятельство имеет решающее значение. Если применить физическую силу, чтобы заставить человека на что-то посмотреть, приложенная сила не будет знаком того предмета, на который он вынужден смотреть, потому что он не может поступить иначе. Стимул является продуцентом, а не детерминистической причиной отклика. Он представляет собой необходимое, но не достаточное условие соответствующего отклика. Поэтому то, что, подобно упомянутому лекарству, оказывается достаточным для продуцирования отклика на нечто другое при данных обстоятельствах, не является стимулом, а значит и знаком.

164

С точки зрения здравого смысла ясно, что многие знаки действуют именно так, как мы описали. Когда кто-нибудь в горящем здании кричит: «Пожар!» — такой крик может продуцировать разнообразные целеустремленные отклики на этот пожар: бегство, попытки погасить пламя или спасти из огня имущество и т. д. Знаками пожара могут быть произнесенное или написанное слово, жесты, а также объекты или события (скажем, вой сирен или быстро мигающие красные огни). Обратим внимание на отличие между дымом пожара и словом пожар: дым это естественный, а не искусственный, сделанный человеком знак. Но оба действуют одинаковым образом, продуцируя отклики на пожар. Несколько труднее понять, почему таким же условиям удовлетворяют и такие знаки, как и. или плюс, но эти более сложные случаи мы рассмотрим позже.

Схематически смысл знака показан на рис 10.1.

 


Рис. 10.1. Схема действия знака

Возможные подходы к изучению знаков обусловлены тем, что их существенные свойства по своему характеру функциональны. Прежде чем подробно проанализировать  функционирование  знаков, следует отметить, что предметом изучения могут быть структурные связи между различными знаками. Этим занимается ветвь семиотики, называемая синтаксисом. Моррис (1946) определил синтаксис как «ту ветвь семиотики, которая изучает способы объединения знаков, относящихся к различным классам, в сложные знаки» (с. 355). Следовательно, грамматика представляет собой часть синтаксиса. Значительную часть логики также можно рассматривать как часть этого раздела семиотики. Поскольку нас в данном контексте интересует только функционирование знаков, мы почти не будем касаться синтаксиса.Он, нам, однако, еще понадобится, когда речь в этой главе пойдет о языке.

Рис. 10.1 дает основу для анализа функционирования знаков. Мы можем либо сосредоточить внимание на связи между знаком (Х) и тем, что он означает (Y), либо рассмотреть взаимоотношение между знаком и откликом (R) или откликающимся индивидом В и (или) источником А. Анализ первого типа называется семантическим, второго — прагматическим. Семантика, таким образом, изучает то, к чему знаки относятся, т. е. их значение; прагматика же изучает влияние этих знаков, т. е. характеристики вызываемых ими откликов. Согласно Моррису (1964) «Прагматика — это раздел семиотики, посвященный источнику, использованию и влиянию знаков» (с. 44).