Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 17

Семантические свойства знаков: денотация и коннотация

Вторичный стимул Y, отклик на который продуцируется знаком (т. е. то, что знак означает), можно рассматривать двояко: с точки зрения либо его денотации, либо его коннотации.

10.3. Денотация знака: множество объектов или событий, обозначаемых данным знаком.

Таким образом, денотацией крика «Пожар!» в здании, объятом пламенем, будет пожар в этом здании, но, если мы говорим о предотвращении пожаров, мы имеем в виду широкую совокупность пожаров. Денотация знака может простираться от частного до общего, может зависеть от обстоятельств быть различной для разных индивидов. Утверждение «телевизионная программа, которую я последний раз видел» может денотировать разную программу для разных лиц в одно и то же время или для одного и того же лица в разное время.

10.4. Коннотация знака: множество свойств (объектов или событий, на которые следует отклик), продуцирующее этот отклик.

165

Таким образом, коннотацией спичек может быть их способность зажечь сигарету или нанести ущерб людям и имуществу. Значит, коннотация также может меняться вместе с обстоятельствами и быть различной для разных индивидов. Утверждение «последняя из виденных мною телевизионных программ» может коннотировать различные свойства (такие как юмор, драма, новости) для разных людей и для одного и того же человека в разное время.

Два разных знака могут иметь одну и ту же денотацию, но разные коннота-ции, например подруга и жена. И наоборот, два разных знака могут иметь одну и ту же коннотацию, но разные денотации, например спички и зажигалка.

Денотация и коннотации иногда употребляются как синонимы смысла. Надо иметь в виду, что при таком употреблении речь идет о семантическом, а не о прагматическом смысле. Мы предпочитаем использовать термин смысл в его прагматическом понимании, как станет ясно из последующего обсуждения этого понятия.

Наши определения денотации и коннотации могут показаться уместными только для знаков, обозначающих наблюдаемые вещи или их свойства. Годятся ли эти понятия для таких знаков, как кентавр, Джеймс Бонд, Тяни-Толкай? Далее многие используемые нами знаки относятся к вещам, которые либо могут быть наблюдаемыми, либо в действительности наблюдались, но не нами; скажем, имена исторических лиц или названия мест, где мы никогда не были. И кентавр и Авраам Линкольн не в состоянии продуцировать отклик на какой-либо наблюдаемый объект. Тем не менее они продуцируют отклик на образ или на понятие. Даже знаки, означающие наблюдаемые вещи, могут продуцировать отклики на образы или понятия*, вызванные в нашей памяти. Иногда эти образы или понятия продуцировались при наблюдении соответствующих вещей, иногда их продуцировало само общение. Описание может продуцировать образ вещи, которая даже не существует, а объяснение в состоянии продуцировать понятие о ней.

Можно возразить, что кентавр относится к верхней половине человека, соединенной с корпусом лошади, или к рисунку, изображающему кентавра. В некотором смысле так оно и есть. Для того, кто никогда не видел лошади или изображения лошади, или кентавра, кентавр вряд ли будет что-то денотировать. Однако здравый смысл подсказывает, что, откликаясь на слово кентавр, индивид откликается не на части тела человека и лошади, а на образ или на понятие. Сторонники традиционных теорий поведения с конструктивной ориентацией стали бы возражать против использования столь субъективных понятий, и действительно, при таком к ним подходе эти понятия помешали бы осуществлению наших целей. Но дело в том, что построение конструктивных определений для этих понятий оказывается все-таки возможным.

Образы

Заметим, что в повседневном языке под образом подразумевается 1) образ объекта ь том же окружении, что и индивид, у которого этот образ возникает (например, стул, стоящий за его спиной); 2) образ объекта в другом окружении (стул, который стоит в спальне) и 3) образ несуществующего объекта, например кентавра или Джеймса Бонда. Поэтому наше определение должно быть достаточно широким, чтобы включать все эти представления.