С другой стороны, мы могли бы определить два способа действия: C1 — использование вычислительной машины со своей собственной программой и С2 — использование вычислительной машины с готовой программой. Тогда до получения сообщения вероятность того, что он выберет первый способ действия (C1), возможно равнялась единице, но после сообщения вероятность выбора второго способа действия (C2) может измениться с нуля на единицу. При такой интерпретации можно было бы сказать, что сообщение скорее информирует, чем инструктирует.
Эта относительность понятий и в данном случае не представляет проблемы, если только мы можем подогнать две различные интерпретации одного и того же объективного состояния субъекта так, что они станут сопоставимыми. Очевидно, что приведенные здесь определения делают такую подгонку возможной. Конечно, одно и то же сообщение может и информировать и инструктировать. О таком сообщении можно сказать, что оно просвещает получателя. Совместным эффектом информации, которая меняет вероятности выбора, и инструкции, которая меняет эффективности выбора, является изменение в вероятностях, связанных с возможными результатами. Таким образом, в то время как информация связана с привычностью, а инструкция со знанием, просвещение связано с пониманием.
158
Мотивация (изменения в удельных ценностях)
Если индивид одинаково оценивает все возможные результаты в целеустремленном состоянии, то у него нет основы для того, чтобы выбрать из них какой-нибудь один результат и добиваться его, Можно сказать, что в таком состоянии у него отсутствует мотивация. Следует вспомнить, что результаты, участвующие в определении целеустремленного состояния, являются взаимоисключающими и образуют полное множество. Тогда, поскольку максимальная относительная ценность результата равна единице, сумма удельных ценностей по множеству всех результатов также равна единице. Поэтому, если удельная ценность одного из результатов увеличивается, то на то же количество должны уменьшиться удельные ценности других результатов.
Состояние, которое не содержит никакой мотивации, задается условием V1 = V2 = …= Vn = 1/n. Состояние, содержащее полную мотивацию, это такое состояние, в котором один результат имеет удельную ценность, равную единице, а все другие не имеют никакой ценности. Эти замечания точно соответствуют замечаниям, сделанным при обсуждении информации и вероятности выбора. Поэтому меры сообщенной мотивации могут быть определены по аналогии с мерами информации.
9.26. Количество мотивации в состоянии индивида (g)
n
g = n/2 S | Vj – 1/n|
i=1
9.27. Чистое количество мотивации, сообщенной получателю (gN)
gN = g2-g1
где g2 и g1— количества мотивации, содержащиеся соответственно в конечном и начальном состояниях.
9.28. Общее количество мотивации, сообщенной получателю (gN),
gG = n/2 S | V¢j – Vj|
где V¢j – Vj— удельные ценности результатов в конечном и начальном состояниях соответственно.
9.29. Количество замененной мотивации (gЕ)
gЕ =gG - | gЕ 1|
Как было отмечено в гл. 2, способы действия и результаты (средства и цели) являются относительными понятиями. Изменив концепцию целеустремленного состояния субъекта, исследователь может превратить способы действия в результаты или результаты в способы действия. Поэтому, используя такие трансформации, возможно превратить то, что представляется информацией в одной формулировке целеустремленного состояния другого индивида, в мотивацию при другой формулировке или, наоборот, превратить мотивацию в информацию.
159
И наконец, поскольку, как мы отметили в последнем разделе, инструкция и информация также могут быть превращены друг в друга, каждая из рассматриваемых трех мер может быть преобразована в любую другую.
Ценность компонентов сообщения .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.