Рис.11.1. Сети с тремя, четырьмя и пятью узлами.
В общем случае число таких комбинаций составляет п (п—1) + 1. Значит, для пяти человек существует двадцать одна комбинация взаимоотношений при дихотомическом подходе. Но чтобы ограничиться этим сравнительно небольшим числом, мы должны пренебречь индивидуальностью участников и тем самым пожертвовать многими психологически интересными особенностями ситуации. Основания для такой жертвы очевидны: без нее модель взаимодействия индивидов оказывается для нас непосильно сложной. Вспомните, что мы принимали в расчет только отношение участников друг к другу, да и то только дихотомически, пренебрегая их отношением к Х и их убеждениями.
189
Отсюда ясно, почему группы так редко рассматривают как совокупность их взаимодействующих частей. Практические соображения заставляют либо обезличивать участников группы, либо считать всю группу одним индивидом (из такого подхода и возникла социология).
Аналогичные трудности привели к созданию физики из механики. Даже если теоретически можно было бы объяснить поведение физического тела, имея все сведения о его точечных частицах и об их взаимодействии, практическое решение такой задачи оказывается невозможным. Поэтому в физике тела сами рассматриваются как индивиды.
В главе 13 мы обсудим концептуальный переход от целеустремленного индивида к целеустремленной группе как к единому целому и покажем, как можно представить такую группу в виде телеологической системы. Кроме того, мы разберем, как такую концепцию можно полностью совместить с уже рассмотренной нами концепцией индивида. Глава 12 посвящена понятиям сотрудничества и конфликта.
А с k о f f R. L. et al. Model Study of Excalation: Report of 1964—1965 Studies. Philadelphia: Management Science Center. University of Pennsylvania. March 1, 1966.
A s с h S. E. Social Psychology. New York: Prentice-Hall. 1952.
Bateson, Gregory. Information, Codification and Metacommunica-tion. In Smith (1966), p. 412—226.
Bavelas Alex.A Mathematical Model for Group Structure. In Smith (1966), p. 216-222.
Guetzkow, Harold, and Simon H. A. The Impact of Certain Communication Nets Upon Organization and Performance in Task-Oriented Groups. In Smith (1966), p. 244—253.
H e i d e г F. Attitudes and Cognitive Organization. — «Journal of Psychology» 21 (1954); 107—112.
H e i d e r F. The Psychology of Interpersonal Relations. New York:
John Wiley & Sons, 1958.
H e i s e G. A. and G. A. Miller. Problem Solving by Small Groups Using Various Communication Nets. In Smith (1966), p. 283—285.
L ea v i t t H. J. Some Effects of Certain Communication Patterns on Group Performance. In Smith (1966), p. 222—243.
M а с у J., Jr., L. S. С h r i s t i e, and R. D. Luce. Coding Noise in a Task-Oriented Group. In Smith (1966), p. 285—294.
Martin M. W. and R. L. А с k о f f. The Dissemination and Use of Recorded Scientific Information. — «Management Science» 9 (January, 1963): 322—236.
Mulder Mank. The Power Variable in Communication Experiments. In Smith (1966), p. 259—274.
N e w с о m b T. M. An Approach to the Study of Communicative Acts. In Smith (1966), p. 66—79.
Rapoport Anatol. Fights, Games and Debates. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1960.
Shaw M. E., G. H. Rothschild end J. F. S t r i с k 1 a n d. Decision Processes in Communication Nets. In Smith (1966), p. 253—259.
Smith A. G. Communication and Culture. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1966.
Weaver Warren. The Mathematics of Communication. In Smith (1966), p. 15—24.
W h e s t 1 e у В. H. and M. S. M а с L e a n, J r. A Conceptual Model for Communications Research. In Smith (1966), p. 80—87.
190
ДИСКУССИЯ — способ укрепить оппонента в его заблуждениях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.