Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 33

Каждому из отобранных старшекурсников, ранее не читавших эти работы, был дан один из вариантов каждой статьи. Каждый вариант каждой статьи попадал к одному и тому же количеству отбираемых случайным образом студентов. Прочитав статьи, каждый студент подвергался опросу, составленному авторами оригинальной работы.

Сравнивая ответы тех, кто познакомился со статьями в 100, 67 и в 33%-ных вариантах, не удалось установить заметной разницы (при уровне значимости 0,5) в среднем качестве усвоения и для статей выше среднего, и для статей ниже среднего. Этот результат говорит о том, что согласно введенной здесь мере прагматической избыточности каждая из статей была избыточной по меньшей мере на 67%.

Читавшие только аннотации статей выше среднего получили существенно худшие средние оценки по сравнению с теми, кому достались более подробные варианты этих же статей. Но средние оценки читавших аннотации статей ниже среднего было не намного хуже, чем у тех, кто прочел более подробные варианты. Таким образом, избыточность плохих статей оказалась существенно больше, чем хороших хотя избыточность и тех и других была, на удивление, высокой. К сожалению, мы не догадались подвергнуть экзамену и таких студентов, которые совсем не имели понятия об этих статьях.

Если бы данные результаты были подтверждены должным образом спланированными экспериментами большого масштаба, то это свидетельствовало бы о том, что научную литературу можно значительно сокращать без заметной потери эффективности. Степень сокращения, оправдываемая изучением прагматической избыточности, оказалась бы возможно, значительно больше, чем та степень, которую оправдывает изучение синтаксической или семантической избыточности.

183

Полученные в пробном эксперименте результаты помогают объяснить следующее наблюдение Мартина и Акоффа (1963):

Тот факт, что обзоры и аннотации читаются физиками и химиками с два раза чаще во время общего просмотра литературы по сравнению с целенаправленным чтением, некоторым может показаться неожиданным. Этот факт согласуется с выводами из предыдущего обследования, которое показало, что аннотации используются скорее как замена статей, чем как указатель к ним (с. 330—31).

Статья, в которой полностью отсутствует прагматическая избыточность, может оказаться плохо читаемой. Однако оптимальная величина избыточности еще не установлена. Прагматически избыточное сообщение или его часть должны, кроме того, быть избыточными синтаксически, семантически или и синтаксически и семантически вместе. Следовательно, сообщение (или его часть) могут быть избыточными во всех трех аспектах.

Сообщение, являющееся прагматически избыточным при отсутствии прагматического шума, может оказаться и неизбыточным, когда такой шум имеется. Например, лекторы иногда повторяют важные положения, так как некоторая часть аудитории время от времени отвлекается от слушанья лекции и повторение позволяет уловить моменты, когда внимание слушателей привлечено к лектору. Более того, простым повторением часто удается преодолеть даже полное отсутствие внимания.

Кроме избыточности есть еще один способ борьбы с шумом — обратная связь.

Обратная связь

Если при передаче сообщения А наблюдает, как В его принимает, то у него есть возможность из поведения В извлекать информацию, на основании которой он может составить еще не переданную часть сообщения или переформулировать уже переданное сообщение. Ясно, что преподаватели и лекторы неизменно пользуются такой обратной связью со своей аудиторией*.

11.6. Обратная связь: информация, получаемая отправителем сообщения, относительно приема его сообщения или отклика на него.

Таким образом, обратная связь представляет собой стимул, продуцирующий отклик в отправителе сообщения. С более общей точки зрения обратная связь — это информация, получаемая любым функциональным объектом относительно продукта его поведения. Этим продуктом не обязательно должно быть сообщение, так как здесь имеется в виду любой тип поведения. Обратная связь для отправителя сообщения может иметь форму ответного сообщения от получателя, поэтому сейчас мы рассмотрим двустороннее общение.