Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 45

Оповещение оппонента о средствах сдерживания или о возможном вознаграждении может потребовать общения с ним, но роль общения состоит не только в этом.

Разрешение конфликта с помощью общения. Одна из конфликтующих сторон может прибегнуть к общению, чтобы воздействовать на поведение другой стороны, либо информируя ее (изменяя ее вероятности выбора), либо инструктируя ее (изменяя эффективность ее выбора), либо мотивируя ее (изменяя те ценности, которые она приписывает возможным результатам), либо, наконец, комбинируя все эти формы. То, что Рапопорт назвал спором, представляет собой лишь один из способов использования общения для разрешения конфликта. Этот способ связан с изменением убеждений и (или) взаимоотношений, продуцирующих конфликтное поведение.

196

Допустим, один ребенок (А) хочет мячик, с которым играет другой ребенок (В). Вих окружении может находиться второй такой же мячик, о котором не известно A, но известно В. Информируя А о его наличии, В может разрешить конфликт. Эту информацию может передать A и третья сторона, скажем, родители.

Вообще, когда одна сторона (А) знает, как другая сторона (B) может получить то, что хочет, не вступая в конфликт с A а В это неизвестно, то информируя б о возможности такого выбора, A может избежать конфликта или избавиться от него. Третья сторона может разрешить конфликт, информируя обоих участников о соответствующих альтернативах их конфликтного поведения.

Допустим, что есть два претендента, желающих воспользоваться единственной в данном окружении ЭВМ. Если один из них будет стремиться к исключительному праву пользования ЭВМ, считая, что она может эффективно решать только одну задачу, возникнет конфликт. Обеспечив этого претендента инструкцией о том, как одновременно решать на ЭВМ две задачи (эта инструкция может исходить от второго претендента или от третьего лица), можно избежать конфликта или разрешить его. Вообще, когда обе стороны могут добиться своего, более эффективно используя способ действия, уже избранный одной или обеими сторонами, для разрешения конфликта или во избежание его можно прибегнуть к инструктированию. Наконец, если два человека, находящиеся в одном окружении, хотят нечто такое, что им обоим сразу недоступно (как два мальчика с одним мячом), конфликт можно разрешить или избежать его, изменив желания одного или обоих соответствующей мотивацией. Родители могут попытаться отвлечь ребенка от мячика, заинтересовав его чем-нибудь другим.

Когда обе конфликтующие стороны общаются друг с другом, пытаясь разрешить конфликт или предотвратить его эскалацию, можно сказать, что они ведут переговоры.

Шансы на успех переговоров сильно зависят от их организации и окружения, в котором они проходят. На их исход могут повлиять даже такие детали, как убранство комнаты. Описанные Рапопортом (1960) пути повышения эффективности споров в разрешении конфликтов непосредственно относятся и к переговорам.

Переговоры часто облегчаются присутствием третьей стороны — посредника — человека, который не является участником конфликта, и функция которого состоит в том, чтобы повысить вероятность того, что общение между конфликтующими сторонами приведет к разрушению конфликта.

Многие конфликты нельзя разрешить без постороннего вмешательства. Отмечалось, что одной из трудностей в разрешении конфликтов между государствами является отсутствие третьего государства, которое конфликтующие стороны в равной степени уважали бы как нейтральное. Но и без такого государства можно было бы разрешать конфликты, если бы нашлась третья сила, достаточно внушительная для того, чтобы навязать свою волю участникам. Такая третья сила (например, эффективное мировое правительство) могла бы осуществлять арбитраж в межгосударственных конфликтах, подобный арбитражу в конфликтах между трудящимися и предпринимателями. Арбитром называется индивид (или группа), разрешающий конфликт, участником которого он не является, или предотвращающий эскалацию конфликта путем выбора способов действия, обязательных для участников конфликта.