Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 15

Анализ того, что подразумевается под Знаком, можно разделить на два вопроса: «Что можно отнести к знакам?» и «В силу каких свойств их можно назвать знаками?» На первый вопрос ответить легче.

Ясно, что предметы могут быть знаками; дорожные указатели, знаки отличия — и, вообще, все физические объекты, которые мы обычно называем знаками. Но формы поведения тоже могут быть знаками, например, жесты и речь. Иногда полезно считать знаками свойства предметов и 'поведения, а не сами предметы и поведение. Красный цвет часто воспринимается как знак опасности, причем мы откликаемся не на все свойства предмета, который является источником этого света. Для нас безразлично, из какого материала сделана лампа, мы откликаемся только на то, что ее свет красный и на ее местонахождение. Следует подчеркнуть, что различие между объектами и поведением, с одной стороны, и их свойствами, с другой стороны, довольно условно, поскольку свойствами обладают только предметы или события (включая поведение), и значит, отклик на свойство всегда будет также откликом на носителя этого свойства. Однако для нас будет важно указывать те свойства объекта или события, благодаря которым они служат знаком.

С точки зрения здравого смысла ясно, что объект, событие или свойство, являющиеся знаком, должны быть знаком чего-то. Следовательно, нечто Х является знаком чего-то еще Y, если X. может в каком-то смысле заменить Y. Сущность знака нужно искать именно в анализе природы этой замены.

Мы установили (определение 4.1), что стимул — это все то, что продуцирует изменение в функциональных свойствах субъекта в целеустремленном состоянии, что отклик — это изменение в функциональных свойствах субъектов, продуцированное стимулом. Следовательно, стимул продуцирует изменение либо в вероятностях выбора субъекта, либо в эффективностях его выбора, либо в удельных ценностях результатов, либо в каких-нибудь сочетаниях всех этих переменных.

163

Иными словами, стимул информирует, инструктирует или мотивирует субъекта.

Знак тоже относится к стимулам: он продуцирует отклики на другие стимулы, причем эти другие стимулы не сводятся только к объектам или событиям. Этими другими стимулами могут быть также понятия, образы (определение которым мы дадим позже) и, наконец, сами знаки.

Все, что продуцирует отклик, тем самым продуцирует отклик на самого себя в тривиальном смысле. Поэтому мы не хотим называть знаком каждый стимул. Закрытая дверь продуцирует поворачивание ее ручки, но мы не называем дверь знаком.

Согласно Моррису (1964) знак продуцирует склонность к отклику:

... склонность реагировать определенным образом на данный знак (в случае пчел поведение при поисках пищи или при выборе места) может и не быть «субъективной» по своей сути. Такую склонность можно, если угодно, толковать и в вероятностных терминах как вероятность реагировать определенным образом при данных условиях на появление знака (с. 3).

Итак, по Моррису знак продуцирует потенциальную возможность отклика. Мы, однако, предпочитаем считать такую потенцию присущей знаку, а не тому, кто на него откликается, так как по Моррису выходит, будто Х только тогда является знаком, когда он продуцирует склонность к отклику, в противном случае это уже не знак. Нам представляется, что Х следует назвать знаком, если он может продуцировать нужный тип отклика, даже если это продуцирование и не имеет места в данной ситуации.

10.1. Знак: все, что является потенциальным продуцентом отклика на нечто, отличное от него самого.

10.2. Значение знака: то, что не является знаком, но на что этот знак потенциально продуцирует отклик.

Такое определение допускает, что Х является знаком для потенциально откликающегося на него индивида, даже если он и не склонен откликаться на этот знак в настоящий момент. Мы можем сказать, что письмо или книга содержат знаки, даже если их никто в данный момент не читает. Тем не менее, мы можем экспериментально установить, обладают ли знаки в книге нужным потенциальным качеством.