До сих пор мы рассматривали только образы, которые можно видеть, слышать, осязать, обонять или попробывать на вкус, т. е. физические образы и образы существующих вещей. Теперь вернемся к кентавру и к образам тех вещей, которые не существуют.
Образ кентавра объединяет физические свойства человека и лошади в индивидуальную вещь. Мы встречались с каждым из участвующих здесь свойств, но нес их комбинацией. Итак, данный образ представляет собой комбинацию свойств. Если эта комбинация представляется иконическими знаками, эти знаки составляют физический образ. Но эта комбинация свойств и сама по себе является образом, независимо от того, представлена она физически или нет.
Образы, не имеющие физического представления, называются умственными и, как уже указывалось предполагаются доступными лишь для того человека, у которого они возникают. Теперь мы можем показать, почему такое предположение неверно. Комбинация свойств, формирующих у индивида образ (в его сознании), — это та же самая комбинация, которая сопродуцирует его отклик на неиконические знаки. Наблюдая и анализируя его отклик, мы можем воссоздать.
167
И его умственный образ. Таким образом, умственный оораз представляет собой совокупность структурных свойств и связей между ними, на которые индивид откликается.
Такой образ составляет промежуточное звено между знаком и той вещью, которую он обозначает, даже если эта вещь реально существует. Если речь идет об образе реальной вещи, то эта вещь является, по меньшей мере, сопроду-центом образа. Если сама вещь не существует, то образ продуцируется знаками.
10.6. Образ: индивидуализированное множество структурных свойств и связей между ними, на которые откликается субъект.
Разница в повседневном употреблении слов «образ» и «понятие» подсказывает, как определить, что такое понятие. Прежде всего, отметим, что понятия не являются иконическими: они не выглядят, не звучат и т. д., как-то, что они означают. Далее в то время как образы помогают нам описывать, понятия нужны для объяснения. В этом-то и заложено коренное отличие. Образы выражают структурные свойства, а понятия — функциональные.
Существуют два типа объяснений: 1) Мы объясняем, как что-либо произошло, т. е. указываем, что продуцировало происшедшее. Например, присутствие в нашем доме странного предмета мы можем объяснить своему приятелю словами:
«Это подарок». 2) Мы объясняем ту или иную вещь, указывая, что она может делать, в чем состоит ее функция. Мы можем объяснить, что такое чапельник, словами «им пользуются для того, чтобы держать сковородку, у которой нет ручки».
Следовательно, сказать, что мы не в состоянии постичь какую-то вещь, это все равно, что сказать, что мы не можем ее объяснить. Либо мы не знаем, что могло бы ее продуцировать, либо не можем установить, что она может делать, либо и то и другое одновременно.
Сформулированное ранее определение знака означает авторское понятие знака: комбинацию функциональных свойств объектов или событий, объясняющую какое-то конкретное явление общения.
10.7. Понятие: индивидуализированное множество функциональных свойств и связей между ними, на которые откликается субъект.
Составить образ Y и иметь понятие о Y — это две разные вещи. Располагая образом некоторой вещи, мы можем не иметь о ней понятия. У ребенка может существовать образ бога, но не понятие, что это такое. Наоборот, для некоторых своих понятий мы можем не иметь образов. Взрослый человек может иметь понятие о боге, не задумываясь над его образом. Модели реального мира представляют собой образы, концепции или некоторые их комбинации. В модели представлены те структурные и функциональные свойства реальности, которые, по убеждению субъекта, существуют и оказываются существенными для его целей.
Символы и сигналы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.