Взаимодействия целеустремленных систем. Чувства и общение, страница 10

Если субъект всегда использует автомобиль (P1 = 1 в обоих случаях), то первый исследователь обнаружил бы одну единицу информации, а второй—три. Отсюда следует, что введенная мера зависит от исследователя, так же как и от субъекта.

Следует отметить два аспекта такой относительности меры информации. Во-первых, можно подогнать меры, полученные двумя исследователями, таким образом, чтобы они были согласованы. Определения были построены так, чтобы сделать это возможным. Во-вторых, та же относительность присуща и мере синтаксической информации Шеннона. Применяя его меру в качестве единицы, для которой следует определить вероятности выбора, можно использовать и букву алфавита, и фонему, и слово, и даже целое сообщение. Использование разных единиц может дать разные (Шеннон) количества синтаксической информации в сообщении.

То, что различные исследования могут дать на первый взгляд разные результаты, не представляет серьезной методологической проблемы до тех пор, пока мы в состоянии делать эти результаты сравнимыми.

Важно также заметить, что разработанные здесь меры информации не содержат никаких упоминаний относительно правильности или неправильности полученной информации. Далее следует заметить, что эта мера -всегда соотносится с каким-то определенным получателем в определенном состоянии. Одно и то же сообщение может содержать различные количества информации для различных индивидов в одинаковом окружении выбора или для одного и того же индивида в различных окружениях выбора. Следовательно, для того чтобы определить количество информации, переданной сообщением, необходимо оговорить множество индивидов и состояний, относительно которых будут произведены измерения. Если речь идет о нескольких индивидах или состояниях, то необходимо указать, какую следует использовать статистику (например, среднее). Степень общности информации может быть определена в терминах того диапазона индивидов и (или) состояний, для которых она действенна.

Следует также отметить, что сообщения не являются единственно возможным источником информации: информацию можно также получить посредством восприятия. Данные здесь меры информации в равной степени применимы к состояниям до и после восприятия.

155

Меры инструкции и мотивации, которые будут разработаны ниже, также применимы к восприятию. Такая общность является важным свойством этих мер.

Итак, информирующее сообщение меняет либо 1) представление субъекта о ситуации выбора (т. е. то, какие выборы по его убеждению возможны) и через такие изменения модифицирует его убеждения относительно эффективностей альтернатив, которые он воспринимает, либо 2) его убеждения относительно эффективностей, не меняя его убеждений относительно доступных вариантов.

Инструкция (изменения в эффективности выбора)

Информировать — это значит обеспечить основу для выбора, т. е. убеждение в большей эффективности одного варианта по сравнению с другим. Таким образом, информация изменяет объективные вероятности выбора, изменяя предполагаемые (субъективные) вероятности успеха. Назначение инструкции состоит в изменении объективных вероятностей успеха, т. е. эффективности. Мера инструктированности субъекта в каком-либо состоянии эквивалентна той степени, в какой он может управлять возможными результатами в этом состоянии. Он полностью управляет ситуацией, если способен достичь любой из возможных результатов любыми из доступных ему средств. Инструктировать — это значит наделять способностью управлять, когда она отсутствует.

Рассмотрим способ действия С1 и два взаимоисключающих и образующих полное множество результата O1 и О2. Человек полностью управляет С1, если он может использовать его так, чтобы с уверенностью получить тот или другой результат, когда он захочет. Например, если он может использовать автомобиль (С1), чтобы либо поехать куда-нибудь (О1), либо никуда не ездить (О2), то он полностью управляет этим способом действия. Если он не может изменить вероятность достижения некоторого результата, изменяя способ действия, то он не управляет этим способом действия и этим результатом. Предположим, что эффективность Е11 способа С1 по O1равна единице независимо от того, чего хочет субъект, и, следовательно, эффективность способа С1 по O2 должна быть равна нулю. Тогда его выбор подобен нажатию кнопки, после чего осуществляется механически предопределенный способ действия, результатом которого он не управляет.