2. Посредник от многих к одному получает сообщения от многих источников и передает их единственному получателю. Эту функцию, которую можно сравнить с функцией воронки, часто выполняет секретарша. Некоторые офицеры военной разведки делают то же самое для своих начальников. Другим примером являются начальники отделов исследования рынка в компаниях, составляющие доклады для лиц, ответственных за поставки и сбыт.
3. Посредник от одного к многим получает сообщения от одного источника и передает его многим получателям, т. е. распространяет сообщения. Представители по связям с общественностью и по вопросам печати часто выступают в такой роли. Эту же функцию выполняет издатель по отношению к автору книги.
4. Посредник от многих к многим, естественно, получает сообщения из многих источников и передает их многим источникам. Примером служат газеты, журналы и библиотеки.
Активные Посредники не только передают сообщения и влияют на их структуру. Как уже отмечалось, они могут и переводить сообщения с одного языка на другой. Кроме того, они выполняют много других функций, наиболее важными из которых являются фильтрация, сгущение и редактирование.
11.20. Фильтрация: отбор некоторого подмножества сообщений для передачи получателю из всего множества адресованных ему сообщений.
Фильтруя сообщения, посредник может стремиться к тому, чтобы способствовать получателю в достижении его целей, например, передавая ему только
187
re сообщения, которые, по его убеждению, представляют для получателя некоторую ценность. Но такой посредник может осуществлять фильтрацию, имея в виду свои личные цели или цели третьей стороны. В последнем случае его деятельность называется цензурированием.
11.21. Цензурирование: фильтрация, служащая целям некоторой стороны, не являющейся ни отправителем, ни получателем сообщения.
Рецензирование статей в большинстве специальных журналов предназначено для того, чтобы служить интересам получаталей и, следовательно, является не цензурированием, а фильтрацией. Фильтрация всегда сопряжена с оценкой эффективности сообщений. Она направлена на то, чтобы либо предотвратить какие-то отклики, нежелательные с точки зрения получателя или какого-то другого лица, либо исключить те сообщения, которые не могут продуцировать никакого отклика (т. е. совершенно избыточные).
11.22. Сгущение: уменьшение числа знаков в сообщении, или преобразование их в другое множество знаков, на получение которого требуется меньше времени по сравнению с исходным сообщением.
Посредник может либо уменьшить размер сообщения, пытаясь сохранить его основное содержание (т. е. сократить сообщение), либо дать краткое описание содержания, чтобы потенциальный получатель мог решить, нужно ли ему это сообщение полностью (это называется аннотированием сообщения). Сокращенный вариант предназначается для того, чтобы заменить сообщение, а аннотация — для того, чтобы решить, стоит ли получать все сообщение целиком. Следовательно, аннотация служит инструментом для фильтрации.
11.23. Редактирование: изменение сообщения с целью увеличить его эффективность для отправителя и (или) получателя.
Эту функцию выполняют не только редакторы, но и секретари (по крайней мере - хорошие). Редактировать может и сам отправитель.
Когда между А и В стоит посредник и А стремится к общению с каким-то -конкретным В или с целой группой б,, на формулировку его сообщения могут повлиять его убеждения по поводу С и его к нему отношение. Аналогично от убеждений и отношения В к С зависит то, какое сообщение примет В и как он на него откликнется. Это наиболее характерно для того случая, когда два разных посредника передают не согласующиеся друг с другом сообщения об одном и том же предмете (например, противоречивые отчеты в разных газетах об одном и том же событии). Какому из противоречивых сообщений поверит получатель, во многом зависит от его убеждений, касающихся предмета сообщения, отправителей и посредников и от его к ним отношения. Как подчеркивали Вестли и Маклин, получатель может избрать такого посредника, который, по его убеждению, наиболее эффективно будет служить его интересам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.