V* = åå Pij Eij Vj (9.2)
i=1 i=1
Из условий Pi <= 1, Eij<=1 следует, что при использовании меры удельной ценности, для которой 0 <= Vj< =1, åVj = 1, минимальными и максимальными значениями ценности V* являются соответственно ноль и единица.
Получение сообщения влечет за собой изменение целеустремленного состояния получателя. Пусть V*1—ценность начального состояния непосредственно перед получением сообщения, a V*2 — ценность конечного или измененного состояния, причем изменение представляет собой отклик получателя на полученное сообщение. Тогда изменение должна претерпеть одна или несколько из величин Рi, Eij, V j или какая-нибудь их комбинация. Поэтому ценностью сообщения для получателя является разность V*2 — V*1. Даже если используются только положительные абсолютные значения V,, ценность общения может быть отрицательной при V*1 > V*2. Например, когда родители запрещают ребенку вести себя так, как ему хочется, это может уменьшить ценность ситуации для ребенка. Неверная информация, как мы увидим, также может снизить ценность целеустремленного состояния.
Ценность сообщения для отправителя определяется изменением, продуцированным сообщением в ожидаемой удельной ценности первоначального состояния отправителя. Между ценностями сообщения для отправителя и для получателя может не быть никакой связи. Один может выиграть от него, другой нет или оба могут выиграть или проиграть одновременно (в равной или не в равной степени). Обращение родителя к его ребенку может увеличить ценность состояния родителя ( например, благодаря прекращению шума), но снизить ценность состояния ребенка.
Аналогично ценность общения для третьих сторон может быть определена как продуцированные сообщением изменения в ожидаемой удельной ценности их первоначального состояния. Если кто-нибудь подслушивает не адресованное ему сообщение, он может либо выиграть, либо проиграть от того, что он подслушает.
Какое-нибудь сообщение может изменить вероятности выбора {Pi) получателя, эффективности его выборов (Eij), удельную ценность возможных результатов (Vj) или какие-нибудь их комбинации. Даже когда сообщение вызывает комбинацию изменений в получателе, каждый тип изменений может изучаться отдельно.
146
Каждый из трех типов изменений, производимых сообщением, можно распознать и определить следующим образом.
9.10. Информация: сообщение, продуцирующее изменение какой-либо вероятности выбора получателя, информирует его и, следовательно, несет в себе информацию.
9.11. Инструкция: сообщение, продуцирующее изменения в эффективности какого-либо способа действия получателя, инструктирует его и, следовательно, несет в себе инструкцию.
9.12. Мотивация: сообщение, продуцирующее изменения в каких-либо удельных ценностях, которые получатель приписывает возможным результатам своего выбора, мотивирует его и, следовательно, несет в себе мотивацию.
Очевидно, существует еще один способ изменения целеустремленного состояния: некоторые из возможных способов действия, не представлявшие собой потенциальных выборов получателя до сообщения, могут стать потенциальными в результате получения сообщения. Однако это обстоятельство предусмотрено. Поскольку в целеустремленном состоянии возможные способы действия не пересекаются и образуют полное множество, они охватывают все возможные варианты. Поэтому, если какой-либо выбор, который ранее не был потенциальным, становится таковым, этому изменению должно сопутствовать изменение вероятности выбора одной из альтернатив.
Теперь давайте рассмотрим каждый из трех видов сообщений более тщательно.
Информация (изменения вероятности выбора)
Ввиду того, что слово «информация» употребляется преимущественно в ограниченном (техническом) смысле теории информации Шеннона (Шеннон и Вивер, 1949), употребление здесь другого термина может показаться более предпочтительным. Но поскольку смысл, в котором мы здесь употребляем слово информация, больше соответствует его общему значению, чем смысл, в котором его употребляет Шеннон, скорее уж следует изменить термин Шеннона. Шеннон заимствовал такое употребление у Хартли (1928). Черри (1957), видимо, разделяет наше мнение:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.