Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по дисциплине "Информационные технологии" (Назначение, цели и задачи АСОУП. Методика оценки эффективности внедрения информационных технологий по факторам), страница 49


60  Методика оценки эффективности внедрения информационых технологий по факторам

Экономический эффект от внедрения на железнодорожном транспорте автоматизированных систем определяется:

1)сокращается продолжительность каждого этапа процесса управления, отсюда повышается ценность информации

2)оперативное воздействие на процесс дает меньше потерь при отклонении от технологических норм, а обоснованное решение оптимизируют затраты на достигнутые цели

3) в результате повышается роль человека как элемента системы, так как человек освобождается от выполнения вспомогательных и рутинных работ

4)приростом прибыли от дополнительных перевозок грузов в результате оптимизации использования перевозочных средств;

5)экономией текущих затрат за счет сокращения расхода материальных и трудовых ресурсов в производственной сфере;

6)уменьшением затрат труда при сборе и обработке данных, связанных с решаемыми задачами

Суммарный за расчетный период экономический эффект определяют по формуле:

, где  – стоимостная опенка  результатов функционирования ЦУП  за расчетный период;  – затраты на реализацию мероприятия по созданию ЦУП за расчетный период.

Экономический эффект от создания ИС может быть достигнут внедрение решений, направленных на повышение надежности технических средств и безопасности движения поездов, улучшение условий обслуживания и проезда пассажиров.

Социальными результатами этих мероприятий являются сокращение количества аварий, крушении и других отказов, приводящих к перерывам движения поездов и в отдельных случаях к тяжелым последствиям для жизни и здоровья людей. Наряду с решением социальных задач они дают и значительный экономический эффект: сокращают текущие издержки железнодорожного транспорта, потери переводимой продукции, сроки ее доставки, высвобождается подвижной состав. И конечном счете увеличивается прибыль и снижаются единовременные затраты.

Методика расчета экономической эффективности по факторам:

С математической точки зрения критерий эффективности определяется способностью обеспечить условия экстремума некоторой функции оценок деятельности объекта, так называемой целевой функции:

где bi – результат деятельности железной дороги.

Экономия, получаемая за счет сокращения простоя поездов при их неприеме по внутридорожным стыковым пунктам:

где Nв, Nл – количество вагонов и локомотивов, задерживаемых по внутридорожным стыковым пунктам; евч, елч –стоимость 1 вагоно-ч и локомотиво-ч простоя, руб.; tпр – продолжительность стоянок поездов по неприему стыковых пунктов.

Экономия энергоресурсов за счет ликвидации дополнительных остановок поездов из-за неприема по стыковому пункту

, где W – расход энергоресурсов на одну остановку поезда; nост – простой поездов на станциях вследствие неприема поездов; еэ расходная ставка условного топлива.

Сокращение излишнего персонала на отделении (в первую очередь диспетчеров, операторов, анализаторов, сведенистов и т. п.) дает экономию

где Nперс – число сокращаемых работников; Е3 – средняя заработанная плата одного работника.

Экономия от сокращения нарушений норм массы или длины поездов

где  , – количество дополнительных локомотивов и составительских бригад, необходимых для переформирования составов; – количество вагонов, простаивающих из-за дополнительного переформирования составов; ебр расходная ставка стоимости 1 ч составительской бригады;  – время, затрачиваемое на переформирование составов с нарушением норм веса или длины поезда.

Экономия от сокращения нарушений в графике движения поездов

где  – количество поездов, следующих с отклонением от расписания графика движения поездов; – время опозданий поездов; епч – стоимость 1 поездо-ч.