Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по дисциплине "Информационные технологии" (Назначение, цели и задачи АСОУП. Методика оценки эффективности внедрения информационных технологий по факторам), страница 41

Объективно необходимым методическим инструментом  автоматизированных человеко-машинных систем принятия оптимальных управленческих решений (АСПУР):   является ЭС. Наличие такой системы обеспечивает сокращение срока внедрения научных разработок, повышает их практическую значимость. Большое число неформализуемых факторов, которые приходится использовать при выработке управленческих воздействий, в ряде случаев,  может оказаться целесообразным использование экспертных систем обеспечения и поддержки принятия решения. Данные системы являются эффективным средством для управления в условиях случайных изменений системных параметров грузовой станции {производительности ПРМ, простоя транспортных средств, использования емкости складов) и нечеткого задания ряда неуправляемых параметров (прогнозируемых объемов грузовой работы).

Практический и теоретический интерес к ЭС объясняется тем, что они позволяют решать задачи оперативно-технологического класса, не поддающиеся формализации. Кроме того, нередко реализовать оптимизационные решения практически невозможно из-за многих допущений, которые приходится принимать при постановке задач, и ограниченности временных ресурсов и мощности технических средств.

При эксплуатации ЭС появляется возможность накапливать знания в процессе общения с экспертом, адаптировать на этой основе анализ в изменяющихся условиях, обеспечивать ЛПР информацией о примерах принятия решений в той или иной подобной ситуации. При наличии ЭС в память ЭВМ закладываются данные на основе опыта специалиста (или Совета специалистов), с которым ЛПР могло бы в диалоговом режиме обсудить решение возникшей проблемы.

При эксплуатации ЭС поддержки решений возникают задачи, которые целесообразно решать с помощью математических оптимизационных методов. В то же время в рамках системы оптимизационного моделирования на этапах выбора типа моделей, количества критериев оптимальности и их значимости, анализа полученных решений эффективным является использование возможностей ЭС.

В ЭС не только используется база данных, но и строится база знаний о том, как пользоваться имеющейся информацией для решения поставленных перед транспортно-грузовым комплексом задач.

Структура экспертной автоматизированной системы (ЭАС) включает в себя блоки анализа проблем, подбора моделей и принятия решений, диалоговые процессоры взаимодействия с пользователем (начальником станции, главным инженером,) диспетчером, оператором ПРМ, приемосдатчиком) и разработчиком системы, интерпретатор правил, базы данных, знаний и целей, а также другие блоки, обеспечивающие процесс выработки управляющих воздействий.

В области планирования и оперативного управления выделяют три типа интеллектуальных систем, составляющих основу ЭС:

§  вопросо-ответные системы, взаимодействующие с базами данных на ограниченном естественном языке;

§  расчетно-логические системы, позволяющие, автоматически выбирать методы решения задач и формировать программу в предметной области;

§  ЭС, позволяющие обобщать, хранить, использовать знания и опыт, накопленные высококвалифицированными специалистами.


54     Понятие и этапы создания экспертных систем.  Работа, выполняемая на стадиях создания. Понятие “Фрейма” в экспертных системах. примеры использования экспертных систем.

Экспертные системы - это интерактивные автоматизированные системы управления, способные вести активный диалог с пользователем и не только отвечать на поставленные вопросы, но и анализировать ситуацию, комментировать и пополнять знания, вырабатывать решения.

При проектировании ЭС получал признание принцип быстрого прототипа, когда разработчики системы сразу не ставят целью выдать конечный продукт. Такой прототип должен продемонстрировать пригодность разработок инженера по знаниям. Рассмотрим краткое содержание отдельных этапов.

На этапе идентификации определяются участки проектирования и их роли: идентифицируется проблема, характеризуется проблемная область - объект управления, уточняются ресурсы и цели; устанавливаются источники знаний, осуществляется содержательное описание проблемы, например планирование и управление маневровой работой на грузовой станции. Задача идентификации целей состоит в формулировании стратегической цели.