Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по дисциплине "Информационные технологии" (Назначение, цели и задачи АСОУП. Методика оценки эффективности внедрения информационных технологий по факторам), страница 48

Отчет формы ЦО-4 по своему назначению и срокам выдачи идентичен отчету ЦО-1, однако разрабатывается в границах отделения дороги. В дальнейшем данные отделенческих отчетов формы ЦО-4 сводятся по дороге и выверяются с аналогичными сведениями отчета формы ЦО-1.

Отчет формы ЦО-5 разрабатывают за месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и за год по депо, отделению и железной дороге с подразделением данных по депо приписки электросекций и дизель-поездов и границам участков работы локомотивных бригад, учитывая поездные вагоны-секции.

Перечисление формы статистической отчетности по использованию подвижного состава формируются во втором и третьем технологических блоках ИОММ: «Обработка информации и получение накопительных таблиц» и «Выдача отчетных форм». Это происходит после окончания первичной обработки информации. Накопительные таблицы формируют отдельно для депо приписки локомотивных бригад и для депо приписки локомотивов, для поездо-участков и отделений по видам колеи и видам тяги. При этом учитывается содержательная сторона разрабатываемых на основе указанных таблиц форм статистической и оперативной отчетности. Производные и итоговые показатели не накапливаются. Идентичные сведения для нескольких будущих отчетов отражаются в какой-то одной накопительной таблице. Предусматривается также организация итоговых таблиц по отделениям и дороге.


59.    Методы оценки и критерии эффективности внедрения информационных технологий

Основа расчета – метод сравнительной эффективности, т.е. сравнение новой системы управления с существующей, принятой за базу.

Опыт внедрения централизованного диспетчерского управления полигонами большой протяженности показывает, что решение методологических вопросов оценки экономической эффективности таких систем очень сложно. Это связано с такими факторами как:

Ø  динамичное состояние перевозочного процесса – параметры функционирования меняются как в реальном масштабе времени, так и  по расчетным периодам большой протяженности;

Ø  расширением круга решаемых задач и их размерностью;

Ø  сокращением или увеличением эксплуатационных издержек;

Ø  изменением информационных потоков в связи с внешними воздействиями и внутренним изменением состояния системы, закономерность которых неизвестна и трудно предсказуема;

Ø  сложным характером изменения затрат на создание и функционирование системы;

Ø  наличием информации, специфика которой проявляется в изменении ценности информации со временем, различном смысловом значении количественно одинаковых потоков;

Ø  необходимостью обеспечения совместимости и распределения функций между оператором (лицом принимающим решения - ЛПР) и прикладными программами;

Ø  параллельно-последовательным характером создания и внедрения системы;

Ø  большим периодам внедрения, этапностью процесса развития, большими периодами по каждому этапу.

Общий алгоритм выбора оптимальной системы мер по этапному переходу к централизованному диспетчерскому руководству на дорожном уровне можно представить в следующем развернутом виде. Определяются расчетные эксплуатационные параметры и их анализ для исходного состояния системы (базисного года t). По годам расчетного периода Т строится график функции нагрузки на систему. Составляется набор возможных вариантов перехода, а затем подробный граф вариантов с учетом принятых логических и других ограничений по характеру осуществления этапов за период Т. Затем определяются значения расчетных эксплуатационных параметров системы диспетчерского управления на всех этапах ее развития по отобранным для сравнения дугам графа. На основании принятых параметров рассчитывается значение целевой функции по каждой дуге графа. Выбор производится по значению целевой функции и другим специальным показателям оптимальной системы мер по этапному переходу к централизованному диспетчерскому руководству на дорожном уровне.