Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по дисциплине "Информационные технологии" (Назначение, цели и задачи АСОУП. Методика оценки эффективности внедрения информационных технологий по факторам), страница 42

На стадии концептуализации эксперт, инженер по знаниям эксплицирует ключевые понятия, отношения между объектами и характеристики. На этой стадии устанавливаются: типы доступных данных; содержание выходных результатов, в частности структура плана для маневрового диспетчера; идентификация подпроблем общей проблемы; стратегии и гипотезы; характер взаимодействия между объектами предметной области (маневровыми средствами, автомобильными и железнодорожными грузовыми фронтами, станционными путями); виды отношений (наличие иерархической зависимости между подпроцессами и объектами, действие "причина - следствие", "часть -целое" и т. д.); характер ограничений и состав знаний.

На этапе формализации ключевые понятия и отношения, введенные на этапе концептуализации выражаются на некотором формальном языке, например на языке исчисления предикатов, теории графов. Завершает этап описание процесса решения рассматриваемой проблемы на предложенном формальном языке - определяются состав и способы представления знаний. В процессе формализации знаний выполняется построение модели исследуемой проблемы. На этапе выполнения создается один или несколько прототипов ЭС. После завершения первого прототипа необходимо расширить круг задач для разработки следующей версии ЭС, расширить базу знаний, которые необходимо структурировать.

При тестировании осуществляется оценка выбранного способа представления знаний на всей ЭС. Выявляются ошибки и недостатки функционирования при вводе-выводе, правил вывода, управляющих стратегий. Тестирование осуществляется в лабораторных условиях.

В процессе опытной эксплуатации определяется пригодность системы для конечного пользователя. После опытной эксплуатации может потребоваться не только модификация (программы, данные), но и изменение устройства ввода-вывода. Модификация связана с переформированием понятий и требований, реконструированием представлений и усовершенствованием прототипа. На этом этапе осуществляется возврат от этапа тестирования к этапу формализации. Объясняется это необходимостью изменения системы представления знаний. Возврат на этапы идентификации и концептуализации связан с переформулированием решаемых задач. Ключевым понятием представления знаний в ЭС является фрейм. Фрейм - система знаний для представления некоторых стандартных стереотипных ситуаций, в том числе, модулей - процедур. Фреймы из базы знаний вызываются по соответствию текущей информации о состоянии транспортного объекта. Системы фреймов образуют интегрированную модель - поисковую информационную сеть. Фрейм рассматривается как модуль представления знаний. Незаполненные части фреймов - слоты. Наличие слотов придает свойство адаптивности модели.

В зависимости от содержания и физической природы управляемого технологического процесса различают различные виды фреймов. Например, фрейм "назначение" описывает производственный цикл -процесс подачи и уборки вагонов на грузовом фронте или адресование грузов на складе; фрейм "распределение" - расформирование состава вагонов; фрейм "закон" моделирует процесс расчета или реализации некоторых аналитических зависимостей и т. д К ним относятся планирование работы маневровых локомотивов, ПРМ, распределение вагонов по грузовым пунктам и т. д. На основе АСУС ставится задача составления сменно-суточного плана работы станции с прогнозированием ситуации на ближайшую перспективу и достоверным планированием основных технико-экономических показателей - объемов погрузки и выгрузки грузов, времени обслуживания вагонов и автомобилей, статической нагрузки транспортных средств, объемов работы по формированию и расформированию поездов и др. Эффективным инструментом для решения перечисленных задач являются ЭС, так как многие из этих задач не поддаются формализации.


55     ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАБОТКА ДОРОЖНОЙ ВЕДОМОСТИ