Ответы на экзаменационные вопросы № 1-60 по дисциплине "Информационные технологии" (Назначение, цели и задачи АСОУП. Методика оценки эффективности внедрения информационных технологий по факторам), страница 28

Подсистема финансового и статистического учета пассажирских перевозок (АФИС) позволяет получать всю финансовую и статистическую отчетность по пассажирским перевозкам в различных разрезах (ежесуточно, по месяцам, декадам и т.п.). Она осуществляет взаиморасчеты за пассажирские перевозки между железными дорогами России и других государств. Подсистема ведет учет и контроль финансовой деятельности билетных и багажных кассиров, а также поступления на дороги бланков строгого учета проездных и перевозочных документов, включая их расход каждым кассиром.

В системе «Экспресс-3» вопросы экономики, финансов и маркетинга решаются с помощью информационно-управляющей подпрограммы АСУ-Л. Ее главная задача — автоматизация технологических процессов, связанных с управлением пассажирскими перевозками. В рамках этой подпрограммы решается следующий комплекс задач:

ü  расчет основных показателей, связанных с перевозкой пассажиров;

ü  определение корреспонденций пассажиропотоков;

ü  контроль и учет населенности пассажирских поездов;

ü  расчет доходов от перевозок в зависимости от используемого тарифа;

ü  анализ спроса пассажиров на перевозки;

ü  статистическая и финансовая отчетность, включая взаиморасчеты за пассажирские перевозки;

ü  маркетинг рынка пассажирских перевозок;

ü  прогнозирование пассажирских перевозок;

ü  оперативное отслеживание экономической эффективности (рентабельности) назначения поездов и т. д.


38 Функциональные подсистемы ЭКСПРЕСС-3. Их назначение, функциональные отличия от системы ЭКСПРЕСС-2

В функциональном отношении АСУ «Экспресс-3» включает в себя ряд подсистем, предназначенных для информатизации основных технологических процессов пассажирского хозяйства. В настоящее время в системе функционирует девять подсистем.

Подсистема планирования и управления пассажирскими перевозками основывается на аналитической базе исходных данных всех перевозок пассажиров, осуществляемых на сети российских железных дорог. Для пользования этой подсистемой на дорогах (в управлениях, службах, линейных участках) устанавливаются специализированные АРМы системы «Экспресс-3», которые подключаются к сети передачи данных.

Каждый АРМ имеет специальный ключ доступа, на основании которого ведется обслуживание абонента системой. Абонентами, как правило, должны быть командный состав дорог и МПС. Состав и содержание выдаваемой информации определяется самим абонентом по сайту системы «Экспресс-3» в зависимости от организации его заказа. Она может содержать разнообразные сведения о поездах, эффективности их работы, корреспонденциях пассажиров, их отправлении, получаемых доходах, бесплатных перевозках, динамике использования подвижного состава и др. На основании этой информации командный состав дорог и МПС осуществляют регулирование пассажирских перевозок в рамках своих дорог. Общесетевые АРМы установлены в МПС. Группы устанавливаемых АРМов могут образовывать диспетчерские центры управления (АДЦУ) на дорогах.

Подсистема продажи и учета проездных документов во всех видах сообщений. Ее основная, отличительная от «Экспресс-2», особенность заключается в том, что она включает в себя и обслуживание пригородных пассажирских перевозок совместно с системой АСУКУПЭ. В дальнем пассажирском сообщении предусмотрена продажа билетов с указанием номеров мест на станциях по всему ходу поезда. Однако при этом должна быть исключена пересадка пассажиров проводниками и внесено соответствующее изменение в пятое тарифное руководство. Практически на сети будут курсировать поезда как с указанием номеров мест по ходу поезда, так и без них. Такое положение будет сохраняться до полной замены всех систем «Экслресс-2».

Для совершенствования контроля учета бланков проездных документов, исключения финансовых злоупотреблений при оформлении проездных документов и их учета в поездах проводниками в системе «Экспресс-3» введены новые трехслойные бланки проездных документов со штрих-кодами. Эти бланки можно использовать и в системе «Экспресс-2». Однако при этом необходимо использовать билетопечатающие устройства, работающие со штрих-кодами «Экспресс-3». Накопленный опыт использования новых бланков показал их высокую эффективность в защите от злоупотреблений.