Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 7

НЕФТЬ И ЭКОЛОГИЯ МОРЯ

К числу наиболее распространенных и вредных загрязняющих веществ относятся нефть и нефтепродукты, а также отдельные металлы (ртуть, свинец, кадмий), хлор и фосфорорганические пестициды.

Особую опасность представляет совместное действие загряз­няющих веществ. Так, например, И. А. Симонов указывает, что смесь меди и цинка в восемь раз токсичнее, чем каждый из этих металлов. Многочисленными исследованиями установлено, что количество нефти и нефтепродуктов, пестицидов и соединений ртути в морских водах часто превышает установленные предельно допустимые концентрации (ПДК). Значительная часть этих заг­рязнений приходится на прибрежные воды крупных промышленных центров и устья рек, а также на районы интенсивного судоход­ства.

В последнее время значительно увеличилось загрязнение внутренних морей и глубоких заливов. Особенно в критическом положении находятся такие замкнутые моря, как Средиземное, Балтийское и внутренние моря Японии. В. Средиземное море, например, при морских перевозках ежегодно поступает 300 тыс. т нефти и нефтепродуктов. Кроме того, около 20 тыс. т нефтепро­дуктов в год выбрасывается с расположенных на побережье нефтеперерабатывающих заводов.

В Эгейском море и в районе о. Кипр концентрация нефти в поверхностных   слоях воды достигла 230 мг/м2, что в 3 раза

13


превышает соответствующий усредненный показатель по Мирово­му океану в целом. У берегов Северной Африки часто наблюдает­ся скопление водонефтяных эмульсий, расположенных ниже поверхности воды. Концентрация загрязнителей в этом районе также часто превышает допустимые нормы. В Балтийском море и во внутренних морях Японии загрязнение водной среды нефтью и нефтепродуктами происходит также в основном за счет морских перевозок и поступления от источников, расположенных на суше. Загрязненность Балтийского моря изменяется от 0,3 до 1 мг/лт что во много раз превышает соответствующие показатели в интен­сивно загрязняемых открытых частях Атлантического океана.

О. Г. Миронов отмечает, что количество свинца в верхнем 100-метровом слое морской воды в Северном полушарии в несколь­ко раз превышает его природную концентрацию. Как показали исследования, источником этого служат выхлопы двигателей внутреннего сгорания (особенно автомобилей, работающих на этилированном бензине).

По некоторым данным количество углеводородов, выпадающих в океан с атмосферными осадками, исчисляется десятками мил­лионов тонн в год.

В работах О. Г. Миронова упоминается, что основная причина загрязнения водоемов в конце прошлого и начале нынешнего столетия — перевозка нефти водными путями.

Позднее всестороннему изучению различных аспектов влияния нефтяных загрязнений морей и океанов на жизнедеятельность флоры и фауны посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных ученых. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что во всех случаях нерациональное использование природных ресурсов приводит не только к их истощению, но и в значительной мере способствует загрязнению поверхности земли, атмосферы и вод Мирового океана.

Наибольшее влияние нефтяные загрязнения оказывают на фау­ну и флору прибрежных вод, в которых нефть накапливается в результате приливов.

Прибрежные воды значительно загрязняются в результате сброса нефти и нефтепродуктов химических и нефтеперерабаты­вающих комплексов. Особенность этих сбросов — их локальность, приводящая к созданию высоких концентраций нефти и нефтепро­дуктов на ограниченном участке моря.

Загрязняется окружающая вода и при добыче нефти на море, причем разливы нефти имеют место как в разведочном бурении, так и во время эксплуатации морских нефтяных и газовых место­рождений.

Характерная особенность — то, что в данном случае нефть попадает в море не только с поверхности, но и из подводных грифонов. При этом создаются высокие концентрации нефти во всей толще морской воды.

С течением времени нефть и нефтепродукты оседают на дно-океана и образуются так называемые донные осадки, что свиде14