Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 14

идущих от каждой скважины, расположенных на кустовой стационарной платформе. Кроме того, с увеличением глубин моря до 20 м 'и выше и увеличением вязкости нефти сборные магистральные трубопроводы закупоривались парафино-смоли-стыми отложениями, выходили из строя подводные стояки выкид­ных линий. Все это приводило к потерям нефти и загрязнению моря.

В зависимости от различных глубин моря, добываемой продук­ции скважин и параметров пласта применяются различные технологические схемы морского сбора и транспортировки нефти и газа. Так, например, прибрежные месторождения (и приуро­ченные к естественным островам) с глубинами до 30 м разраба­тываются с помощью кустового бурения скважин, расположенных на приэстакадных площадках, и выносом коммуникаций на эста­каду. Месторождения, удаленные на значительные расстояния от берега, разрабатываются при больших глубинах моря с помо­щью бурения куста скважин, расположенных на приэстакадных площадках, и в этом случае используются подводные коммуника­ции (продуктопроводы) и беспричальный налив нефти. Эти же месторождения при глубинах моря до 30 м и наличии много­пластовой залежи могут разрабатываться бурением куста сква­жин, расположенных на приэстакадных площадках, с переносом внешних коммуникаций на эстакаду и вывозом нефти танкерами.

В принятых схемах используются групповые замерные уста­новки, нефтесборные пункты, парки товарных резервуаров, очистные установки для подготовки пластовой воды и др.

При эксплуатации этих сооружений происходит существенное загрязнение моря нефтью, высокоминерализованными сточными и пластовыми водами и нефтесодержащим песком. Так, например, море может загрязняться при ремонте: задвижек и замерных трапов на групповых замерных установках, сепарационных уста­новок, горизонтальных отстойников Лобкова, сырьевых товарных резервуаров, и металлических нефтеловушек-песколовок =— на>неф-тесборно'М пункте. При очистке резервуаров от осадков загрязнен­ные нефтью вода, песок и омолисто-асфальтные вещества попа­дают в море. Исходя из задач охраны моря в Гипровостокнефти в настоящее время разработали принципиально новые технологи­ческие схемы сбора нефти для морских месторождений с кустовым расположением скважин на стационарной платформе. С учетом особенностей эксплуатации морских нефтяных и газовых место­рождений Каспийского* моря число скважин в кусте принято максимальным —24. На платформе для бурения куста размещены установки осушки газа и подготовки нефти, резервуары для хра­нения нефти, дожимные газокомпрессорные станции, установки очистки воды, электростанции и другие объекты.

Эти схемы обеспечивают надежную охрану морской среды от возможных загрязнений, защиту оборудования, сооружений и обслуживающего персонала от возможных технологических нарушений   (колебание давления или  уровня  выше заданного,.

24


разрыв коммуникаций, разъединение и коррозия и т. д.), а также от отрицательного влияния окружающей среды (ураганы, штормы, ледовая обстановка, опасные колебания и наклоны платформ, вызванные волнением моря).

В эти технологические системы входит следующее.

Морская кустовая платформа (МКП) для 20—24 фонтанных скважин, позволяющая проводить технологические процессы добы­чи нефти и газа, исследовательские работы и испытание скважин, а также совместный транспорт продукции всех скважин до мор­ского нефтегазосборного пункта (МНГСП).

Морской нефтегазосборный пункт, дающий возможность осу­ществлять процесс сбора и предварительной подготовки продукции скважин морской кустовой платформы, отделять нефть от газа и осуществлять дальнейший раздельный транспорт нефти и газа по трубопроводам до газораспределительной станции (ГРС) и центрального пункта сбора нефти (ЦПС).

Газораспределительная станция, где обеспечивается оконча­тельная осушка газа и дальнейший транспорт его к потребителю.

Центральный пункт сбора нефти, где обеспечивается оконча­тельная подготовка нефти и сдача ее потребителю.