Поскольку водоводы выходят из строя именно из-за коррозии, можно предположить* что указанные отчисления целиком можно направить на финансирование противокоррозионных мероприятий, образуя так называемый верхний предел затрат на защиту от коррозии. Таким образом, можно записать, что
С3 = Лкр или С3 = аф, где а — норматив отчислений на капитальный ремонт водоводов агрессивных сточных вод, равен 3 %; Ф — стоимость сооружения 1 км водовода.
Решим уравнение (30) относительно х.
Ст.р + Ск.р -\-xqn= ЮСз + Ск.р;
хдп = 10С3 — Ст.р. Подставив вместо С3 и Ст.р их значения, получим
Подставив данные, полученные в НГДУ Аксаковнефть объединения Башнефть в (31), получим
- 10-0,03-9000-236-3,6 - . з
х— ------ зоГЖё--------------- 1/руо/м.
Таким образом, получен верхний предел платы за загрязнение окружающей среды сточными водами для конкретного НГДУ.
Аналогичные методики можно создать и для других основных фондов. Полученное выражение позволяет объединению устано1 Materials Protection and Performance, 1971, v. 10, N 12. 244
вить плату за загрязнение подведомственным предприятиям, т. е. НГДУ.,
Если в какой-то г-й год НГДУ отчислит в централизованные фонды объединения из чистого дохода (прибыли) даже значительные суммы, то после внедрения защиты и исключения утечек плата за загрязнение будет сведена к нулю.
Особо следует остановиться на том, как заставить отрасли-загрязнители заниматься защитой окружающей среды. Вероятно, нецелесообразно заставлять отрасль-загрязнитель включать плату За загрязнение в издержки производства, так как это резко снизит прибыль и поставит ее в неравное положение с другими отраслями и, в частности, с теми, которые потребляют ее продукцию. Перекладывать же расходы на них, увеличивая цены (а такая тенденция несомненно возникает), нет смысла, ибо это не будет стимулировать отрасль-загрязнитель заниматься охраной окружающей среды. Одно из предложений по стимулированию заключается в том, чтобы поставить размер фонда материального поощрения объединений и централизованных фондов министерства в зависимость от средней по отрасли платы за загрязнение, устанавливаемой Госпланом СССР.
Реализация этого предложения заставит министерство и его объединения серьезно заняться проблемой' охраны окружающей среды. Рассмотренные методические положения дают возможность определить удельные денежные отчисления за каждый излитый метр кубический сточной воды и позволяют определить сумму, изымаемую из прибыли предприятий за загрязнение в резерв министерства. В приведенном примере эти отчисления, рассчитанные по фактическим данным НГДУ Аксаковнефть, составили 17 руб/м3 сточной воды.
В связи с этим возникает необходимость в оценке полученного результата с точки зрения выявления разумных пределов (верхнего и нижнего) при осуществлении предполагаемых санкций. Указанные мероприятия должны служить экономическим рычагом в деле охраны окружающей среды и природопользования. Такая возможность имеется в том случае, когда размер отчислений из прибыли, с одной стороны, больше затрат на проведение противокоррозионных мероприятий и, с другой стороны, не превышает суммарных фактических издержек на капитальные и текущие ремонты.,
Это можно представить в виде неравенства
С3 < xqn<
т р,
где С3 — затраты на проведение противокоррозионного мероприятия; х — удельные денежные отчисления из прибыли за 1 м3 излитой сточной воды; q— объем излитой воды; п — число порывов водоводов (на 1 км); Сф.к.р — фактические затраты на капитальные ремонты; Сф.т.Р—фактические затраты на текущие ремонты.*
245
Затраты на комплексную защиту 1 км водоводов за 20 лет составляют 25 169 руб., откуда за 1 год они соответственно будут равны 1258 руб.
Отчисления за загрязнение (из расчета излива сточных вод на протяженности в 1 км) определяем по формуле
xqn= 17 X 30 Х3,6 = 1836 руб.
В работе [14] было показано, что в среднем через два года водоводы заменяются. Стоимость строительства 1 км водовода 9000 руб., следовательно, годовые затраты составят 4500 руб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.