Проблема коррозии и противокоррозионной защиты тесно связана с проблемой защиты окружающей среды. Загрязнение окружающей среды, ущерб, наносимый здоровью людей, к сожалению, трудно подсчитать в стоимостном выражении из-за недостаточной разработки методологии определения экономических последствий изменения состояния среды. Однако даже приближенные подсчеты показывают, что отмеченные экономические последствия достаточно велики и не компенсируются штрафами, которые далеко не всегда налагаются.
Поясним это утверждение. Порывы нефтепроводов и водопроводов приводят к изливу соответственно нефти и воды, их безвозвратной потере и потраве сельскохозяйственных угодий. По имеющимся в нашем распоряжении усредненным данным один порыв нефтепровода приводит к потраве 0,1 га земель, а водовода — 0,5 га. В среднем через один порыв нефтепровода теряется 2 т нефти. Следовательно, излив 1 т нефти приводит к потраве 0,05 га. Штрафы же за излив на сельскохозяйственные земли нефти не превышают 1 руб. за 1 т или, как мы показали, за потраву 0,05 га земли, т. е. за потраву 1 га штраф 20 руб.
При всей дискуссионности вопроса о стоимостной оценке природных ресурсов и о возможности включения их в состав национального богатства, нельзя не обратиться к цифрам, позволяющим представить масштабы такой оценки хотя бы в отношении использования природных ресурсов, в частности земли. По расчетам М. Лойтера, стоимость 1 га сельскохозяйственных земель составляет 527 руб. Затраты же на рекультивацию земель, загрязненных нефтью, по нормативу составляют от 3740 руб/га (под сенокосы и пастбища) до 6960 руб/га (под пашню), т. е. превышают стоимостную оценку в 7—13 раз. Сравнение же штрафов с ценой
16 Зал. 236 241
земли показывает, что они в 26 раз ниже. Очевидно, штрафы не должны быть меньше, чем затраты на рекультивацию. Столь же очевидно, что в этом случае резко повысится ответственность предприятий за обеспечение надежности основных фондов, ибо штрафы выплачиваются из прибыли.
Загрязнение окружающей среды приводит к появлению дополнительных затрат в отраслях, функционирующих в зоне загрязнения. Эти затраты в настоящее время не исчисляются и не учитываются в составе производственных затрат предприятий, виновных в загрязнении среды, и не стимулируют внедрение средств противокоррозионной защиты. Если учесть в составе издержек НГДУ также и экономический ущерб, наносимый народному хозяйству загрязнением-окружающей среды, вызванным коррозией, то, очевидно, это послужит дополнительным экономическим стимулом внедрения противокоррозионной защиты. Стимулирующий эффект учета ущерба от загрязнения, вызванного коррозией, можно проиллюстрировать на следующем условном примере.
Имеются три варианта обеспечения защиты от коррозии в определенном НГДУ. Согласно трем вариантам в нем добывается 5 млн. т нефти в год. Однако первый вариант допускает возможность утечки 100 000 м3 воды, второй — 20 000 м3 и третий сброс «точной воды не допускает. Каждый из трех вариантов сопряжен с достигаемым уровнем защиты 0; 70 и 90% соответственно. Затраты на добычу нефти при отсутствии платы за загрязнение составляют соответственно 4; 4,05 и 4,16 руб/т. Очевидно, что при отсутствии учета ущерба от загрязнения в составе производственных издержек продукции наиболее выгодным будет первый вариант, при котором максимальной утечке сточных вод соответствует и наибольшая прибыль. Наименее выгодным оказался вариант, при котором достигается максимальная защита.
Изменим теперь только одно условие — введем в состав производственных затрат ущерб от загрязнения, вызванного коррозией, в размере 4 руб. за 1 м3 сточной воды, утекающей в пахотные земли. В этом случае показатели вариантов будут совсем иными (табл. 50),
Из данных таблицы видно, что при учете ущерба от загрязнения окружающей среды, вызванного коррозией, наиболее выгоден вариант с 90 %-ной защитой, при которой производственные затраты (без ущерба от загрязнения) были максимальными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.