Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 124

Рис. 71. Технологический комплекс установки подготовки нефти  (обессолива-

ние).

С-2 — сепаратор  II  ступени сепарации;  О-З — отстойник  II — ступени;  Н-5 — насос  подачи воды после установок глубокого обезвоживания и обессоливания в сырую нефть; осталь­ные обозначения см. рис. 67


Вариант 2



Вариант 1

Рис. 72. Технологический комплекс установки подготовки нефти  (горячеваку-

умная сепарация).

С-4 — сепаратор   горячей   сепарации;   КС — компрессорная   станция;   Н-2 — насос   подачи горячей нефти;  остальные обозначения см. рис. 67

Во втором варианте из схемы исключен каплеобразователь.

По технологии глубокого обезвоживания (рис. 70) в первом варианте используется теплота товарной нефти при подготовке ее с температурой выше 40° С за счет подогрева сырой нефти в теп­лообменнике Т-1. Второй вариант предусматривает отделение га-

207


за в сепараторе С-2 перед подачей нефти в отстойники глубокого обезвоживания 0-2.

По технологии обессоливания (рис. 71) при небольшой мине­рализации пластовых вод обессоливание нефти осуществляется .без применения электрического поля.

По технологии горячей сепарации (рис. 72) для получения требуемой упругости паров товарной нефти (в за'висимости от ее физико-химических свойств) предусматривается возможность при­менения горячевакуумной и вакуумной сепарации нефти.

С целью снижения потерь легких углеводородов в пунктах подготовки нефти перед подачей товарной нефти в резервуары для окончательного отделения нефти от газа используются обыч­но концевые сепарационные установки- В некоторых случаях для ( подготовки легких нефтей сепарацию рекомендуется проводить при нагревании и под некоторым вакуумом с подключением газо-отводящей линии сепаратора к вакуум-компрессору.

При сепарации под вакуумом давление паров нефти становит­ся ниже атмосферного, в результате чего достигают минимальные потери нефти в резервуаре, работающем при атмосферном давле­нии, и уменьшается степень загрязнения атмосферы.

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИ ТРУБОПРОВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ НЕФТИ

И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ

За последние годы магистральные нефтепроводы занимают зна­чительное место в общей транспортной системе страны, на их долю приходится около 10% перевозок всех народнохозяйствен­ных грузов. Нефтепроводами осуществляется 48% перевозок всех нефтегрузов, перевозимых всеми видами транспорта, и 57% грузо­оборота. В 1976 г. удельный вес нефтепроводов в транспорте нефти составил 87%. Протяженность нефтепроводов с каждым годом увеличивается. Развитие сети магистральных нефтепрово­дов сопровождается непрерывным повышением уровня техниче­ской оснащенности трубопроводов. Так, например, освоен техно­логический процесс перекачки «из насоса в насос», уменьшаю­щий потребность в резервуарной емкости, широкое внедрение по­лучила периодическая очистка нефтепроводов и безрезервуарный метод приема и сдачи нефти. Большие работы выполнены по освоению новой техники и эксплуатации нефтепроводов больших диаметров. Широкое развитие получили автоматизация и теле­механизация магистральных нефтепроводов.

Отечественный опыт показывает, что с внедрением на маги­стральных нефтепроводах телемеханических систем их надеж­ность значительно возрастает. Подлежит дальнейшей автоматиза­ции большое количество действующих и строящихся НПС систе­мами Пуск-71, Пуск-77, блочной автоматикой.

Значительная часть резервуарных парков автоматизируется и оборудуется информационно-измерительными системами Утро-2, КирВол (Венгрия). Данные системы обеспечивают надежную ра208


боту НПС без обслуживающего дежурного персонала и централи­зацию управления основным и вспомогательным технологическим оборудованием. Эти системы позволяют практически полностью реализовать основной объем автоматизации и контроль за рабо­той НПС, включая следующее.

Централизованный контроль и управление НПС.

Автоматическую защиту технологического оборудования при возникновении аварийных ситуаций.