Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 126

В настоящее время сальниковые набивки заменены торцовыми уплотнениями, относящимися к одним из наиболее ответственных узлов, от которых зависит надежность и безопасность работы нефтеперекачивающих станций.

Современные насосы на магистральных нефтепроводах осна­щены торцовыми уплотнениями типа 120-М, ТМ-85М и обладают высокой износостойкостью трущихся пар (силицированный гра­фит СГ-Т, СГ-П, ТУ-48-01-77-71) и надежностью.

Разработаны и внедрены торцовые уплотнения других конст­рукций и технология изготовления трущихся пар из композитных материалов и самофлюсующегося твердого сплава (на основе карбида вольфрама), обладающих высокой твердостью, низким коэффициентом трения и повышенной износостойкостью.

210


На линейной части магистральных нефтепроводов источника­ми загрязнения могут служить микротрещины, коррозионные сви­щи как в самой трубе, так и в сварных соединениях, а также сальники линейной запорной арматуры. Повреждения трубопрово­да обычно возникают в результате коррозии или развития дефек­тов в недоброкачественных трубах, поставляемых с завода и не выявленных в процессе испытания нефтепровода перед вводом его в эксплуатацию. Ухудшение изоляционного покрытия трубо­проводов также способствует коррозии труб, особенно быстра этот процесс протекает в агрессивных грунтах.

В настоящее время ВНИИСПТнефтью разработана специаль­ная установка типа ПКТ-1, смонтированная на автомашине и определяющая состояние изоляции подземного магистрального трубопровода без его вскрытия. Установка позволяет определить трассу, глубину залегания трубопровода и переходное сопротив­ление «труба — земля».

Для сбора разлитой при аварии нефти и закачки ее в отре­монтированный трубопровод разработан передвижной насосный агрегат ПНА-1. В целях уменьшения загрязнения окружающей среды при транспорте нефти по магистральным нефтепроводам ВНИИСПТнефтью разработаны и рекомендуются следующие на­дежные устройства.

Система размыва и предотвращения накопления парафино-смолистого осадка в нефтепроводах.

Устройство для зачистки железобетонных резервуаров и резер­вуаров РВС-5000.

Щеточные скребки различных диаметров для снятия отложений со стенок трубопроводов.

Установка УДТ-300 для дефектоскопии трубопроводов.

Вскрышные экскаваторы ЭВР-377, ЭТР-720, подкапывающая машина МПР-1020Р, очистные машины ОМС-2, ОМС-529РС, ОМС-720РС, ОМС-1020РС для капитального ремонта действующих трубопроводов.

Установка УВПТ-1 повышенной проходимости для закачки быстро-схватывающихся составов в трубопровод, заполненный нефтью, с целью создания герметизированного тампона и резкого сокращения выхода нефти из трубы пр'И авариях.

Наиболее опасное загрязнение окружающей среды происходит при авариях магистральных нефтепроводов, особенно большого диаметра. При авариях загрязняется значительная территория и нефть, впитываясь в грунт, губит верхние слои почвы. В отдель­ных случаях при авариях нефть непосредственно попадает в водо­емы. При этом могут загрязняться и подземные воды. При испаре­нии разлившейся нефти атмосфера загрязняется легкими углеводо­родами. Для ускорения ликвидации аварий на нефтепроводах Центральной Сибири и эффективного ремонта'ВНИИСПТнефть совместно с управлением магистральными нефтепроводами (У'МН) Центральной Сибири рекомендуют создание ЦСТОР — централи­зованной службы технического обслуживания и ремонта (рис. 73).

14*   211


Внедрение новой системы управления, технического обслужива­ния и ремонта .позволит повысить надежность работы магистра­льных нефтепроводов, резко сократить их порывы и обеспечить надежную охрану окружающей среды от нефтяных загрязнений.

При транспортировании газа также происходит загрязнение

УправлениеМагистральныминефтепроводами ЦентральнойСибири


БПТОК


ЦБПО


РСУ


ЦТТС


1

BOXP



Александровское

РУМН


1

Парабельское РУМН



0>

51


1


ЛПДС


ОАПВ

ГTjJMCH


i!