Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 125

Автоматическую защиту и управление каждым насосным агре­гатом по заданной программе.

Автоматизацию вспомогательных систем насосной.

Автоматическое регулирование давления на всасывании и на­гнетании.

В перспективе магистральные нефтепроводы остаются основ­ным видом транспорта нефти, а для вновь вовлекаемых в разра­ботку месторождений северных районов, Западной и Восточной Сибири, шельфовых месторождений магистральные трубопрово­ды — единственный вид транспорта.

Высокие темпы развития трубопроводного транспорта нераз­рывно связаны с выполнением комплекса мероприятий по охране окружающей среды на принципиально новых научно-технических основах проектирования, строительства и эксплуатации магист­ральных нефтепроводов. Несмотря на значительные преимущест­ва трубопроводного транспорта (наименьшие потери нефти по сравнению с транспортом других видов), при транспортировании нефти по магистральным трубопроводам имеют место загрязне­ния атмосферы, водоемов и почвы.

Основные причины этих загрязнений следующие.

Выбросы легких углеводородов и сернистых соединений при заполнении резервуаров и температурных колебаниях газового пространства резервуаров и поверхности нефти.

Испарение нефти с поверхности загрязненных сточных вод, при утечках и аварийных разливах, в результате чего часть нефти уносится ливневыми талыми водами в водоемы.

Продукты зачистки трубопроводов и резервуаров от парафи-но-смолистых отложений и др.

Источники загрязнения окружающей среды на перекачиваю­щих станциях и нефтеналивных пунктах — различные емкости для хранения нефти и нефтепродуктов, очистные сооружения, средства налива (шланги). К тому же перекачивающие станции и наливные пункты оснащены большим количеством технологи­ческого оборудования, которое служит потенциальным источни­ком загрязнения. К ним относятся запорная арматура (задвиж­ки, вентили, краны), различные соединения (фланцевые, муфто­вые, сварные стыки и др.) и трубопроводные коммуникации. Од­ним из основных источников загрязнения атмосферы на перека­чивающих станциях и наливных пунктах магистральных нефте­продуктов продолжают оставаться резервуары, в которых допус­каются наибольшие потери легких углеводородов от испарений.

14 Зак. 236                                                                                                                             209


Для уменьшения количества вредных выбросов из резервуаров ВНИИСПТнефтью разработано и рекомендуется следующее.

Понтоны и плавающие крыши.

Газоуравнительные системы.

Непримерзающая дыхательная арматура.

Диски-отражатели струи воздуха, входящей в резервуар.

По данным ВНИИСПТнефти понтоны, изготовленные из син­тетических материалов, снижают потери от испарения на 70—80%, плавающие крыши — на 80—90% и газоуравнительные системы — на 35—70%. Для снижения потерь нефти и нефтепродуктов от испарения в резервуарах с плавающей крышей и понтоном коль­цевой зазор между понтоном и стойкой резервуара уплотнялся петлеобразным затвором. Для повышения герметичности затвора и уменьшения потерь от испарения в этих резервуарах во ВНИИСПТНефти разработан и внедрен гидрозатвор новой кон­струкции, плавающий на поверхности жидкости. Благодаря этому исключается образование газового пространства под затвором и повышается степень его эффективности. Герметизация газового пространства резервуаров при использовании газоуравнительных систем достигается применением непромерзающих клапанов, по­зволяющих предотвращать в зимний период выброс углеводоро­дов от вентиляции.

Особенно эффективны дыхательные и предохранительные кла­паны типа НДКМ и КПГ, имеющие в 4 раза больше пропускную способность, чем типовые клапаны, что позволяет резко сокра­тить их число на одном резервуаре.

Эффективный метод борьбы с потерями легких углеводородов из резервуаров — переход к системам безрезервуарной откачки нефти в нефтепровод. Достигается это подключением резервуа­ров к насосу действующей установки «Рубин» в качестве буфер­ных емкостей. При этом значительно уменьшается «дыхание» ре­зервуара и соответственно снижаются потери легких углеводоро­дов. К загазовыванию помещений насосных станций приводят утечки нефти через уплотнения перекачивающих насосов, имею­щих мягкую сальниковую набивку.