Защита окружающей среды при до­быче, транспорте и хранении нефти и газа, страница 5

от морского  транспорта    .................................... ................................................................................ 2,25

через речные системы и от приморских городов                                                                                    1,9

с  береговым  стоком    .......................................... ................................................................................ 0,8

из атмосферы.......................................................... ................................................................................ 0,6

с   естественными   выходами................................ ................................................................................ 0,6

с потерями при добыче нефти на шельфе  .    .    .                                                                                    0,1

По некоторым зарубежным данным поступление нефти и нефте­продуктов в океан за последнее время увеличилось и оценивается в 10 млн. т в год.

Классифицируются эти, источники нефтяного загрязнения сле­дующим образом:

Признаки классификац ии                           Источники загрязнения

По происхождению    .  Искусственные, естественные

По месту возникнове­
ния   ........................... Континентальные, морские, ат­
мосферные

По   временному   при­
знаку    .     .   ■.    .                                    Постоянные, случайные

По    пространственновременному  призна-  Фиксированные, нефиксированку    .    .    .    ..   .       ные

10


Основные источники попадания нефти и нефтепродуктов в океаническую среду — континентальные, т. е. прибрежные неф­теочистительные заводы, сточные воды городов, промышленных предприятий и вынос реками нефтяных отходов от различных источников. На долю этих антропогенных источников приходится более 90% общего объема поступающей в океаническую среду нефти и лишь 2—10% нефти за счет естественного просачивания из морских месторождений.

Из всего объема антропогенных загрязнений наибольший объем (до 45%) их приходится на морские перевозки нефти и нефтепродуктов танкерным флотом и аварии с торговыми, воен­ными и пассажирскими судами.

0.   Г. Миронов  приводит  следующие   наиболее  характерные
источники сброса нефти и нефтепродуктов с различных судов.

A.  Источники сброса, характерные для танкеров.

1.  Промывание танкеров, грязи в них и загрязнение нефтью балластной воды.

2.  Утечка из транспортных баков или насосных отделений и сброс  нефти
из перемычек.

Б. Источники сброса нефти, характерные для сухогрузных, пассажирских судов и судов смешанного назначения.

1.  Загрязненная нефтью балластная вода из бункерных баков для жидкого
топлива.

2.  Промывка танкеров, используемых для транспортировки масла как груза.

B.  Смешанные источники сброса нефти с кораблей.

1.  Загрязненная нефтью вода из отсеков машинного отделения.

2.  Промывание баков и выливание грязи  из бункерных  топливных баков.

3.  Масляный осадок из отстойных баков.

4.  Протекание через структурные дефекты.

5.  Переливание при погрузке или разгрузке нефти.

6.  Случайное выливание,  обусловленное столкновением  или долгим стоя­
нием на месте.

7.  Выбрасывание нефти в море в целях спасения чего-либо или жизни.

Многолетняя практика разведки и разработки морских нефтя­ных и газовых месторождений на Каспии показывает, что море загрязняется в основном химически обработанным глинистым раствором, выбуренной породой, сточными и пластовыми водами, нефтью, горюче-смазочными материалами, химическими реагента­ми (растворители, кислоты, поверхностно-активные вещества), а также техническими и фекальными водами.

Ниже, по данным б. Гипроморнефти, приводится классифика­ция причин этих загрязнений.

Конструктивное несовершенство гидротехнических сооружений, технологического оборудования и недостаточная их надежность.

Несовершенство технологических процессов бурения и добычи нефти и низкий уровень их автоматизации и телемеханизации.