Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 80

Перспективы повышения скорости движения поездов на ряде направлений сети Российских железных дорог, а также создания специализированных магистралей для пассажирских перевозок со скоростью движения поездов 200 км/ч и более требуют проведения комплекса мер, которые позволили бы снизить силы взаимодействия пути и подвижного состава.

Одним из основных факторов, определяющих уровень сил взаимодействия, является величина неровностей на поверхности катания головки рельсов. В соответствии с классификацией дефектов рельсов НТД/ЦП-2-93 неровности подразделяются: на короткие рифли (30 – 250 мм, дефект 49), средние волны (250 – 1500 мм, дефект 40) и длинные (1500 – 3500 мм), возникающие в процессе изготовления рельсов.

Эти короткие и длинные неровности являются периодическими, т. е. повторяющимися через относительно равные промежутки.

Кроме того, на поверхности катания головки рельсов встречаются и одиночные неровности, имеющие случайный характер расположения. К ним относятся дефекты 41.1-2 и 43 (смятие в стыке или вне стыка из-за недостаточной прочности металла) и дефект 46.3 (смятие в зоне сварного стыка).

Однако до того, как рассматривать вышеперечисленные виды неровностей, являющиеся признаками дефектности рельсов, необходимо тщательное изучение качества поверхности катания рельсов в состоянии поставки.

Требования к волнистости головки рельсов при приемке в России и за рубежом

В соответствии с ГОСТ 24182 – 80 для отечественных рельсов 1-го сорта допускается кривизна со стрелой прогиба не более 1/2200 длины, т. е. при длине рельса 25 м максимально допускаемый прогиб составляет 11,36 мм. Одиночная местная деформация или неровность на поверхности катания головки рельса допускается не более 0,5 мм на базе 1 м.

В новом ГОСТ Р 51685 – 2000 требования к прямолинейности рельсов более жесткие.

Стрела прогиба рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях при равномерной кривизне по всей длине не должна превышать:

  • 1/2500 длины рельса категории В;
  • 1/2200 длины рельса категорий Т1, Т2, Н.

Отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковой грани головки в горизонтальной плоскости на базовой длине 1,5 м не должны соответственно превышать, мм:

  • 0,3 и 0,5 для рельса категории В;
  • 0,6 и 0,8 для рельса категорий Т1, Т2, Н.

Требования зарубежных стандартов к прямолинейности рельсов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Требования зарубежных стандартов к прямолинейности рельсов

Стандарт

Отклонение рельсов от прямолинейности на базовой длине, не более, мм/м

на поверхности катания в вертикальной плоскости

концов вертикально вверх

концов вертикально вниз

концов в горизонтальной плоскости

UIC 860

0,7/1,5

0,7/1,5

Не допускается

0,7/1,5

EN 3WG4PtIW62 (Европейский союз)

0,3 ¸ 0,4/1,5

0,5/1,5

0,2/1,5

0,7/1,5

GN 12-16 (Канада)

0,3 ¸ 0,4/1,5

0,64/0,914

Не допускается

0,76/0,914

AREA P2 (США)

0,3 ¸ 0,4/1,5

0,64/0,914

То же

0,76/0,914

JIS E 1101 (Япония)

0,5/1,5

0,7/1,5

»

0,5/1,5

Геометрические характеристики рельсов отечественного производства, и прежде всего рельсов, предназначенных для скоростного движения, не в полной мере удовлетворяют требуемым условиям. Если отклонения рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в большинстве случаев не превышают допустимых значений, то отклонения концов рельсов от прямолинейности и в вертикальной, и в горизонтальной плоскостях нередко бывают выше допустимых значений.