Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 39

Устойчивость рельсовой колеи, особенно в условиях движения поездов с высокими осевыми нагрузками и скоростью, а также другие характеристики пути во многом зависят от качества и надежности рельсовых скреплений и их элементов. Ниже приведены результаты исследований и разработок ряда компаний-изготовителей (главным образом, американских) в этой области.

Advanced Track Products

Компания Advanced Track Products (ATP) предложила рельсовые скрепления нового типа, уже принятые к использованию администрациями городского рельсового транспорта Филадельфии и Тампы. В них применены две прокладки — одна между подошвой рельса и подкладкой, другая — между подкладкой и опорной поверхностью шпалы. Кроме того, анкерные болты скрепления вставлены в специальные втулки. Все эти элементы выполнены из электроизоляционных материалов. Образующийся таким образом двойной изолирующий барьер обеспечивает надежную защиту от блуждающих токов.

Рельсовые скрепления ATP типа Acoustical Loadmasters, предназначенные для установки на сдвоенных мостовых брусьях, которые непосредственно прикрепляются к стальным балкам проезжей части, придают пути на мосту практически такой же модуль упругости, как и на примыкающем к мосту пути на балласте. Это обеспечивает одинаковую плавность хода и позволяет снизить расходы на содержание балластной призмы на подходах. Такие скрепления изготавливаются как с подуклонкой 1:40, так и без нее и рассчитаны на крепление рельсов с шириной подошвы 140 и 152 мм. Они предназначены для линий с высокими осевыми нагрузками и применяются на мостах и других искусственных сооружениях, где балласт в путь не укладывается. Для линий с тяжеловесным движением выпускается усиленный вариант скреплений Acoustical Loadmasters.

AirBoss Railway Products

На трех крупных железных дорогах первого класса объемы укладки железобетонных шпал с упругими рельсовыми скреплениями, не снижающиеся уже в течение нескольких лет, составляют в среднем около 1 млн. шт. в год. На линиях западных регионов их применяют с учетом географических и климатических условий, грузонапряженности и прогнозов роста объема перевозок. На линиях с тяжеловесным движением железобетонные шпалы позволяют сократить не только расходы на содержание пути, но и начальные капитальные затраты. Стоимость железобетонной шпалы с определенным типом рельсового скрепления близка к стоимости пропитанной деревянной шпалы из твердой древесины.

Железные дороги расширяют применение упругих скреплений и на деревянных шпалах, поскольку они способствуют стабильности рельсовой колеи и предотвращают раскантовку рельсов. На некоторых дорогах выявлено, что на линиях с высокими осевыми нагрузками, вызывающими повышенные поперечные силы, скрепления с винтовыми костылями и подкладками из катаной стали оказываются неадекватными усложнившимся условиям эксплуатации. В этих условиях более пригодными являются упругие скрепления, обладающие меньшей жесткостью и большей сопротивляемостью вертикальным и горизонтальным нагрузкам, чем обычные. Это подтверждено повышением стабильности ширины колеи и увеличением срока службы шпал за счет снижения их износа в подрельсовой зоне.

В качестве одной из основных задач корпорация AirBoss Railway Products считает совершенствование существующих креплений рельсов к железобетонным шпалам для снижения истирания подрельсовой зоны последних. Одной из проблем, связанных с применяемыми в этих узлах подкладками из упрочненной стали, является их тенденция к разрушению вследствие коррозии. В настоящее время успешно завершена серия испытаний на действующих линиях, результаты которых могут привести к замене этих элементов новыми, которые корпорация готова выпускать в требуемом количестве, соответствующем программам железных дорог по укладке железобетонных шпал.