Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 119

Предупредительные работы выгодны и возможны только для нового пути. Корректировочные работы целесообразны, если может быть достигнуто достаточно длительное время последующего использования рельсов, но при этом требуется уход за ними. Возможны и промежуточные решения.

С точки зрения предприятия по оказанию услуг быстрое и гибкое освоение экономичной стратегии технического обслуживания должно включать в себя следующие этапы:

  • моделирование (описание стратегии, определение влияющих величин, оценка воздействий, анализ чувствительности);
  • выбор и исполнение стратегии;
  • контроль (оперативный — при техническом успехе, длительный — для отслеживания экономического эффекта);
  • необходимую корректировку.

При этом следует помнить, что речь идет о долговременном процессе.

В любом случае для того, чтобы обслуживание рельсов современного пути было экономичным, следует устранять вибрации и причины их возникновения (поддерживать требуемые продольный и поперечный профили рельсов), устранять зоны с усталостными явлениями и стремиться к исключению их появления (обеспечивать оптимальную адаптацию профиля головки рельса к профилю колеса).

В настоящее время существуют возможности применения оптимальной стратегии технического обслуживания пути, а следовательно, и повышения экономической эффективности железных дорог.

W. Schöch. Eisenbahningenieur, 1999, № 8, S. 24– 30.

Ремонт рельсов методом сварки с широким швом

Предпосылки и преимущества применения

Обычно при ремонте дефектных рельсов отрезок рельса с дефектом вырезают, в это место вставляют отрезок нового рельса и приваривают его с двух концов к старому рельсу с образованием двух сварных швов. Однако в ряде случаев после вырезки короткого дефектного отрезка рельса можно, не вставляя нового отрезка, обойтись одним стыком с широким сварным швом (рис. 1).

Рис. 1. Схема ремонта дефектного рельса сваркой с образованием двух стандартных стыков и одного стыка с широким швом

Такой метод благодаря уменьшению числа стыков улучшает геометрию рельсовой колеи и сокращает расходы на ремонт. По данным, полученным в Центре транспортных технологий (ТТС), экономия может достигать 900 дол. США на один дефектный рельс.

Для соединения рельсов в пути широко применяется термитная сварка (рис. 2).

Рис. 2. Термитная сварка рельсов

Этот метод основан на химической реакции между оксидами алюминия и железа, в результате которой выделяется большое количество тепла, и при получаемой высокой температуре доза расплавленного стального порошка заливается в зазор между двумя рельсами, подготовленными к сварке. На концах рельсов устанавливают песчаные формы, которые удерживают расплавленный металл до затвердения. При точном соблюдении технологии термитная сварка обеспечивает высокую прочность сварного стыка, а малые габариты и масса оборудования, в основном ручного, делают целесообразным применение этого метода даже в отдаленных местах, но преимущественно при небольшом числе стыков. Основными недостатками термитной сварки являются большие затраты времени на работу и зависимость качества сварки от квалификации оператора. В случае нарушения последовательности процесса срок службы сварных стыков может сократиться из-за появления таких дефектов, как надрывы при усадке, недостаточное оплавление концов рельсов и пористость. Вследствие этого термитные стыки часто становятся слабым местом в бесстыковом пути, что подтверждают статистические данные.

Отвод воды с железнодорожного пути

Исследование проблемы

Проблема насыщения земляного полотна и балластного слоя железнодорожного пути грунтовыми и дождевыми водами весьма актуальна для путевых служб железных дорог. Основные способы ее решения — обеспечение эффективного водоотвода и содержание дренажных устройств в надлежащем состоянии.