Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 13

Прошедшее после приватизации время свидетельствует, что стратегия текущего содержания по контрактам не оправдала ожиданий. Вызывали беспокойство нехватка опытных инженеров-железнодорожников, слишком большое число конфликтных ситуаций, плохое управление по контрактам.

Есть, однако, основания и для оптимизма, накоплен положительный опыт, администрацией выработана собственная техническая политика, направленная на создание системы управления инфраструктурой, соответствующей современным условиям и требованиям.

Техническая политика

Разработка технической политики начинается с точной оценки состояния инфраструктуры. Это необходимо, чтобы определить объемы текущего содержания и перспективы реконструкции в соответствии с современными и прогнозируемыми потребностями в перевозках. Работа по оценке состояния объектов инфраструктуры ведется по сети.

Такая подготовка позволит распределить роли и ответственность: Railtrack отвечает за безопасность в целом, тогда как подрядчики — за качество работ, выполняемых ими на различных участках сети. Это новая роль для администрации.

В результате в наличии будет четкая политика развития и технические условия на все объекты инфраструктуры, а также составлены соответствующие регистры, дающие представление о состоянии каждой единицы.

Такой подход позволит создать прочную основу для дальнейшего развития, надежного и безопасного функционирования инфраструктуры. Таким образом, станет возможным определение приоритетных мероприятий, которые необходимы для эффективной работы инфраструктуры, включая предоставление окон для их выполнения.

Требованияк компетентности персонала

Претенденты на контрактные работы по текущему содержанию и модернизации инфраструктуры безусловно должны иметь определенную квалификацию. Однако критерии достаточной компетентности в этой области ранее не были точно определены. Планировали определить перечень требований, позволяющих судить о наличии достаточной квалификации. Причем эти квалификационные требования, признанные на национальном уровне, должны относиться к инженерно-техническому персоналу и рабочим, гарантировать выполнение работ с определенным качеством независимо от места и исполнителя. Программу планировали разработать при участии Лондонского метрополитена и Совета по подготовке кадров железных дорог (RITC) с целью установить: какие из относящихся к жизненно важным функциям работы требуют лицензирования; для выполнения каких работ достаточно гарантий компетентности и для каких подтверждение квалификации не требуется.

Классификации требований все же недостаточно для появления подготовленного персонала. Явная нехватка инженерных кадров в настоящее время может в ближайшее время усугубиться, причем достаточно быстро. В этом направлении предложено несколько инициатив. Так, чтобы восполнить нехватку инженеров-путейцев, организованы курсы с рассчитанной на 6 мес программой по переподготовке специалистов, инженеров и техников, которые занимались строительством и ремонтом автомобильных дорог. Планировались программы для привлечения выпускников вузов и студентов, например, с годичной стажировкой на производстве. Кроме того, в программу обучения отдельных университетов будут введены специальные учебные блоки для подготовки инженеров железнодорожного транспорта. Предложено развивать практику привлечения выпускников школ, при этом предлагать больше вакансий и возможностей для трудоустройства женщин.

Переоценка роли подрядчиков

Подлежит пересмотру тезис, что подрядная компания должна выполнять весь объем работ. Необходимо уточнить понятия подотчетности и ответственности обеих сторон при условии наделения администрации функциями контрольными, принятия ключевых решений и сохранения за подрядчиками только функции исполнителя работ, но не инжинирингового обслуживания проекта в целом. Такой подход позволит увеличить объем работ, выполняемых специализированными компаниями, например, по укладке стрелочных переводов и оборудованию переездов, требующих применения специализированного оборудования.