Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 7

Особенностью пути с широкими шпалами является отсутствие балласта между ними. В средней части под шпалой имеется плита толщиной 2 см из твердого вспененного материала, заделанная в бетон. Плита предотвращает передачу отрицательного крутящего момента. Поверхностная вода не попадает на основную площадку земляного полотна. В данной конструкции используются тяжелые одноблочные преднапряженные железобетонные шпалы. В таблице сопоставлены геометрические параметры и масса обычной и широкой железобетонных шпал. Пример укладки шпал типа BBS3 на асфальтовом слое показан на рис. 1. В случае применения таких шпал толщина слоя асфальта может быть уменьшена до 12 см.

Рис. 1. Шпалы типа BBS3 на асфальтовом слое минимальной толщиной 12 см

Разработку новой конструкции пути и ее испытания проводили в следующей последовательности:

  • расчет и определение размеров широкой шпалы;
  • адаптирование машинной технологии укладки и подбивки пути;
  • оптимизация производственных процессов, применяемых для изготовления новых преднапряженных железобетонных шпал;
  • испытания шпал в Техническом университете Мюнхена для получения разрешения ЕВА;
  • проектирование опытного участка и оценка результатов эксплуатационной проверки.

Преднапряженные одноблочные железобетонные шпалы выполнены с дополнительным усилением на стандартной высоте под опорной поверхностью рельса. Имеется продольный водоотводный желоб с откосами к внешним торцам каждой шпалы. В среднюю зону вставляют твердый вспененный материал. Рельсовые скрепления имеют высокоупругие промежуточные элементы. Между широкими шпалами остается узкий установочный зазор, его закрывают с помощью дополнительного покрытия.

Для установки широких шпал пригодны обычные методы укладки пути. Балластный слой по возможности следует уплотнять. Применение широких шпал позволяет значительно увеличить межремонтный срок. На начальной стадии создания этой конструкции была проработана технология подбивки пути, которая выполняется от торцов шпал с помощью модифицированной подбивочной машины серии 08-285 (V), у которой подбивочные блоки развернуты на 90°. Это позволяет равномерно распределять балласт под шпалами.

Путь с широкими шпалами уложен на двух опытных участках железных дорог Германии общей протяженностью 12 км для проведения всесторонних измерений. На первом опытном участке, расположенном на грузонапряженной линии Rhine Valley, новую конструкцию уложили в 1996 г., по нему пропущено около 140 млн. т брутто. На этой линии осуществляется смешанное движение с максимальной скоростью пассажирских поездов до 160 км/ч и осевой нагрузкой грузовых поездов до 22,5 т. Измерения положения пути с заданным интервалом показывают, что до начала проведения выправочных работ еще имеется резерв более 50 %.

На втором опытном участке, расположенном на двухпутной линии Хомбург — Бексбах, широкие шпалы уложили на одном из путей (рис. 2). При этом частично заменили защитный слой земляного полотна. Сравнительные результаты характера осадки под двумя конструкциями показали заметное преимущество пути с широкими шпалами, на котором не потребовалось исправлять земляное полотно.

Рис. 2. Опытный участок пути с широкими шпалами на линии Хомбург — Бексбах

На опытных участках для укладки пути использовали разные способы. На линии Rhine Valley новую конструкцию укладывали звеньями длиной 12 м с использованием крана. На линии Хомбург — Бексбах использовали путеукладочный поезд. Отдельные шпалы были уложены на переездах. При этом особых трудностей при укладке шпал не было. Этот путь также позволяет устанавливать средства обычных систем сигнализации, в том числе автоматической локомотивной типа Indusi, и выполнять сварку рельсов без каких-либо ограничений.