Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 120

К сожалению, вследствие ограничения продолжительности окон, выделяемых для текущего содержания и ремонта пути, недостаточного финансирования и других причин дренажу зачастую отводится второстепенная роль, несмотря на то, что, в принципе, специалисты-путейцы хорошо понимают важность дренажа. В то же время хороший дренаж оказывает положительное влияние на состояние пути и сокращает затраты на его содержание.

Бытует мнение, что работы по дренажу в основном заключаются в подрезке, чистке бровок балластной призмы, откосов земляного полотна и устройстве канав-кюветов. Однако процесс следует рассматривать со всех сторон. Вода попадает в балласт и земляное полотно и по пути в кювет должна пройти несколько слоев путевой структуры, обладающих разными характеристиками. Специалисты корпорации Ernest T. Selig полагают, что проблема водоотвода нередко решается лишь частично. Так, после подрезки балластной призмы зачастую около нее отсыпается грязный балласт или вдоль линии прокладывается подъездная автомобильная дорога, а это препятствует стоку воды с пути. То же самое происходит, если кювет имеет неправильные продольный план и поперечный профиль. Для эффективного дренажа необходим комплексный подход к проблеме.

Поэтому необходимо изменить отношение администраций железных дорог к дренажу. По мнению Selig, на каждой железной дороге следует организовать специализированную бригаду, которая отвечала бы за водоотвод и состояние дренажных устройств. Чтобы помочь в решении проблемы, Selig провела исследования, в ходе которых были разработаны критерии улучшения характеристик водоотвода.

В действующих технических условиях на верхнее строение пути имеются структурные требования отдельно к балласту и основной площадке земляного полотна. Их соблюдение могло бы существенно улучшить ситуацию. Одним из результатов исследований Selig явилось уточнение того, каким образом вода из балластной призмы проникает в подбалластный слой и далее в земляное полотно, а также при каких условиях подбалластный слой насыщается водой, которая, достигая основания земляного полотна, снижает его несущую способность. Особое внимание уделено роли подбалластного слоя, на который из всех составляющих элементов путевой структуры обычно обращают меньше всего внимания. В общепринятом упрощенном понимании обычно полагают, что здесь достаточно 15 см песка или гравия. На самом же деле характеристики подбалластного слоя имеют наибольшее значение для оптимизации процесса водоотвода.

Под водоотводом принято считать прохождение воды сквозь балласт и сток ее по поверхности подбалластного слоя в дренаж. В разработанном Американской инженерной ассоциацией по текущему содержанию и ремонту пути (AREMA) руководстве предписано, что сначала следует выровнять поверхность земляного полотна, затем уложить и выровнять подбалластный слой, после чего отсыпать балластную призму. В процессе эксплуатации верхняя часть балластной призмы периодически подвергается практически полной очистке в отличие от ее нижней части и подбалластного слоя, которые остаются неочищенными. Подбалластный слой должен хорошо отводить воду, но вследствие загрязнения вода в нем застаивается и проникает в земляное полотно, что ведет к ослаблению последнего.

Следовательно, для совершенствования водоотвода необходимо улучшить и поддерживать на требуемом уровне состояние подбалластного слоя. Требования к подбалластному слою осложнены тем, что он, с одной стороны, должен препятствовать проникновению воды в земляное полотно, т. е. быть по возможности объемно водонепроницаемым, и, с другой стороны, не препятствовать отводу воды сверху и снизу, т. е. обладать достаточной поверхностной водопроницаемостью. По мнению Selig, одним из решений проблемы может быть напыление слоя битума на поверхность подбалластного слоя, чтобы обеспечить эффект сбрасывания воды с него, но с сохранением при этом водопроницаемости самого подбалластного слоя. Это можно сделать перед очисткой и уплотнением балластной призмы с одновременным исправлением поперечного профиля.