Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 48

Более тяжелой машиной является комплекс типа RPM 2000-2 для восстановления земляного полотна (рис. 5), который срезает верхний балластный слой и очищает его. В дробильной установке фракциям балласта придается новая форма, заостряются края. После укладки и уплотнения защитного слоя на основную площадку земляного полотна сверху распределяют очищенный балласт с добавлением нового. После подбивки шпал с помощью агрегата, находящегося в хвосте комплекса, устанавливается скорость движения поездов 70 км/ч. Для очистки мокрого и загрязненного балласта разработан звездообразный грохот. Вращающиеся кулачки разбивают корку, которая обволакивает фракции балласта.

Рис. 5. Машина RPM 2000-2 компании Plasser & Theurer для восстановления земляного полотна

В машинном комплексе типа РМ 200-2R, также предназначенном для восстановления земляного полотна, реализован другой принцип очистки балласта. Машина длиной 200 м выгребает, очищает и промывает балласт. Грязеотделитель позволяет использовать воду многократно.

Альтернативой очистке является удаление загрязненного балласта. Для этой цели компания Loram разработала машину Railvac. Фактически она представляет собой огромный пылесос, который объединяет вакуумные насосы и мощную землеройную стрелу со спаренными двигателями, позволяющие выгребать спрессованный балласт, глину, грязь, воду, песок и грунт. В транспортном положении машина может передвигаться по рельсам с обычной эксплуатационной скоростью.

Недопущение проникновения воды в земляное полотно давно считается важнейшей задачей текущего содержания пути. Однако машин для защиты земляного полотна создано пока недостаточно. Самоходный кюветокопатель роторного типа компании Loram может рыть дренажные кюветы любого очертания на расстоянии до 5 м от оси пути и на 2 м ниже УГР, выгребая до 800 т материала в час. Зимой машину можно использовать для уборки с пути снега.

Укладка и замена верхнего строения пути

Путевые машины серии Р компании Matisa могут удалять деревянные шпалы, заменять их на деревянные или железобетонные или заменять железобетонные шпалы на железобетонные, а также укладывать новый путь. Представленная машина типа Р95 способна заменить 600 м пути в час с потерей не более 8 – 15 мин на начало и окончание работ.

Поезд SUZ500 UVR компании Plasser & Theurer для замены элементов пути может укладывать сразу две шпалы, тем самым увеличивая производительность по сравнению с предыдущими моделями. При добавлении приспособления SZDA для разгрузки он перевозит новые рельсы. При незначительной переделке этот агрегат можно преобразовать в путеукладочную машину.

Оборудование для монтажа контактной сети

Специализированные машины для монтажа и замены контактной подвески сокращают продолжительность работ по замене ее элементов на перегоне с 5 дней до 5 ч. Машина FUM 100.128 компании Plasser & Theurer может за один проход смонтировать несущий трос и контактный провод и отрегулировать их натяжение.

Шлифование рельсов

Наиболее важным аспектом содержания рельсов является состояние поверхности катания. Необходимо не только поддерживать профиль, который меняется в зависимости от геометрии пути, но и шлифовать рельсы для устранения поверхностных повреждений, которые могут перерасти в серьезные дефекты. Для выполнения этих работ требуются достаточно сложные машины.

Компания Speno продемонстрировала четыре рельсошлифовальные машины. RR48M-2 с 48 шлифовальными кругами оснащена с каждой стороны лазерной системой измерения профиля рельса, так что независимо от направления движения оператор имеет представление о профиле рельса до и после шлифования. Для одноразового шлифования несколько машин можно использовать в сцепе, управляя ими как одной. Модульную машину типа RR24M-14 с 24 шлифовальными кругами можно применять отдельно или в сцепе с другими для большего съема металла за один проход (рис. 6). Для городских условий Speno разработала небольшую машину типа LRR16M-1. Она предназначена для линии длиной 90 км в Японии, где предъявляются повышенные требования к защите окружающей среды. Подобная машина типа SRR16 M-1, которая эксплуатируется в Брюсселе, предназначена для шлифования обычных и желобчатых рельсов в тоннелях, на стрелочных переводах и глухих пересечениях.