Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 4

Экономический эффект от очистки и замены балласта не будет достигнут, если надлежащим образом не функционирует дренажная система. Поэтому в программу выполнения указанных работ следует также включать обустройство или ремонт такой системы. Желательно выяснить причины загрязнения балласта и принять меры по их устранению, чтобы снизить объем подрезки балласта в будущем.

Очистка плеч балластной призмы может продлить срок службы балласта. Ее необходимо осуществлять на полную глубину до основания балластного слоя. Она улучшает дренаж за счет сокращения пути отвода воды из-под шпал и обеспечивает глубину дренирования больше той, которая обычно достигается при подрезке и очистке. Частичная подрезка не приводит к эффективному отводу воды из неочищенного нижнего слоя балластной призмы. Очистка также способствует перемещению загрязнителей из нижних слоев пути в чистые пустоты плеч балластной призмы. Для переноса загрязнителей необходимо, чтобы размеры их частиц были намного меньше размера пустот в балласте. При этом требуется принудительный механизм в виде текущей воды или выплесков под воздействием циклической нагрузки. Если загрязнители образуются вследствие дробления балласта, при котором диапазон размеров частиц весьма широк, то, вероятнее всего, перемещение загрязнителей не будет значительным.

Методы укрепления основания пути

Нагнетание цементного раствора. Некоторые жидкие цементные растворы проникают в поры грунтов и упрочняют их или уменьшают просачивание воды. Другие растворы уплотняют и как бы армируют грунты с целью их упрочнения или смещают грунты для компенсации осадки. При струйном нагнетании производится смешивание цемента с грунтом для образования столбиков упрочненного грунта.

Смешивание грунтов. Это процесс, при котором с помощью шнеков и лопастей грунт смешивают с цементным жидким раствором. Из приготовленной грунтовой смеси создают столбики упрочненного грунта для армирования земляного полотна с целью повышения сопротивляемости сжатию и сдвигу.

Модификация свойств глины известкованием. Этот метод можно использовать для улучшения свойств глинистых грунтов. Для смешивания глины с известью (с добавкой стабилизирующих присадок) применяют механические средства или устраивают своего рода сваи из негашеной извести. В целях упрочнения глины известь нагнетают в нее в жидком виде, однако это не всегда эффективно из-за возможных нежелательных побочных явлений. Например, нагнетание жидкой извести может привести к растрескиванию глины вместо заполнения пор, а также к отверждению балласта.

Улучшение структуры грунта. Осуществляется путем уплотнения существующих грунтов или послойной их замены грунтами более высокого качества, которые затем повторно уплотняются для образования более прочного и менее реактивного грунта. Следует проверять химический состав грунтов или проводить испытания для проверки эффективности их обработки, так как некоторые сочетания могут оказаться неблагоприятными.

Армирование. Для увеличения сопротивляемости грунтов растяжению в них укладывают пластиковые решетки, металлические полосы или ячеистые материалы. Также можно в грунте земляного полотна разместить стальную арматуру в виде гвоздей, дюбелей и микросвай.

Снижение напряжений. Напряжения в слабом земляном полотне можно снизить за счет увеличения толщины балластного и подбалластного слоев.

Есть мнение, что в противоположность техническим указаниям Американской инженерной ассоциации по содержанию пути (AREMA) допускаемое давление на основную площадку земляного полотна не является постоянной величиной для разных условий, а изменяется в широком диапазоне и должно определяться в каждом конкретном случае. При этом следует учитывать амплитуду циклических нагрузок от поездов и число их повторений. Для заданной осевой нагрузки земляное полотно линии с высокой грузонапряженностью имеет намного меньший запас прочности, чем линии с малой грузонапряженностью. Следовательно, для линий с интенсивным движением тяжеловесных поездов требуется бóльшая толщина балластного и подбалластного слоев при тех же свойствах грунтов земляного полотна.