Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 35

Программный продукт Ecotrack позволяет принимать решения, минимизирующие расходы на содержание пути в расчете на весь срок его службы. Программа разработана в Европейском исследовательском институте железнодорожного транспорта (ERRI, Утрехт) в 1991 – 1998 гг. по заказу МСЖД и при участии 24 европейских железных дорог. Особое внимание уделено экономической оценке влияния на путь более высокой осевой нагрузки и повышения максимальной скорости движения.

В конце 1990-х годов стало очевидным, что эффективность использования Ecotrack зависит от объема исходной информации, содержащейся в базах данных различных информационно-управляющих систем. Причем особое значение имеют процедуры отбора нужных данных и их передачи в информационные базы программы для последующего анализа и разработки плана работ.

Любая железнодорожная компания, намеренная использовать программу Ecotrack, должна сначала решить именно эти вопросы. Оценивая сложность проблем, сопряженных с внедрением Ecotrack, ERRI и МСЖД решили оказывать содействие железным дорогам в форме проведения предварительных исследований и идентификации вопросов, связанных, в частности, с обменом данными. Это предложение было принято железными дорогами Швейцарии (SBB), Италии (FS), Сербии и Черногории, австралийского штата Квинсленд, администрациями инфраструктуры Великобритании (Railtrack, в настоящее время Network Rail) и Нидерландов (RIB).

В настоящее время после 5 лет практического применения Ecotrack в полной мере оправдывает ожидания пользователей и позволяет эффективно управлять процессами текущего содержания пути, поддерживать высокий уровень качества содержания при минимальных затратах и, кроме того, точно планировать время необходимой модернизации.

Определение местонахождения

Основная часть железнодорожных линий мира построена 90 – 170 лет тому назад. С тех пор имели место многочисленные изменения плана трасс и других объектов инфраструктуры. В результате не всегда используемые планы путей с привязкой к километровым отметкам отличаются точностью и надежностью для современных применений.

Помимо собственно конструкции пути на его поведение оказывают влияние такие объекты, как стрелочные переводы и улицы, водопропускные сооружения и железнодорожные переезды. Так, например, бетонные конструкции моста обычно имеют более высокую жесткость, чем примыкающая к мосту насыпь. Точная фиксация местоположения всех элементов инфраструктуры пути необходима для надежной интерпретации поведения пути.

Вводу таких данных в программу Ecotrack должна предшествовать проверка их точности, которую желательно выполнить быстро, с необходимой степенью достоверности и невысокими затратами. Этим условиям соответствует программное обеспечение FLI-MAP, выпускаемое компанией Fugro Impark. Программу использовали компании Spoornet (ЮАР), Amtrak в Северо-восточном коридоре США, администрации инфраструктуры Германии, Франции, Испании.

FLI-MAP (Fast Laser Imaging & Mapping Airborne Platform) локализует точки на поверхности земли с помощью лазерной системы, установленной на вертолете. Расстояние до конкретных объектов определяется в системе глобального позиционирования двумя лазерами с частотой до 22 тыс. измерений/с. Вертолет при этом совершает полет на высоте от 50 до 150 м со скоростью 50 – 70 км/ч. Плотность измерений можно варьировать от 5 до 25 точек/м2.

С учетом пространственного расположения этих точек можно распознавать и автоматически идентифицировать такие объекты, как элементы и опоры контактной сети, рельсы, километровые отметки, сигналы и стрелочные переводы. Точность определения их местонахождения находится в пределах 5 см по вертикали и 10 см по горизонтали в национальной сетке координат и от 3 до 5 см для данной местности.