Не спешите наказывать монтера. Стратегия текущего содержания пути в Великобритании. Гидравлический способ удаления покрытий, страница 116

  • предупредительное, при котором обеспечиваются наилучшие условия в контакте колесо — рельс, минимизируются дополнительные нагрузки, максимально замедляется возникновение дефектов;
  • корректирующее, при котором устраняются глубокие рифли и волны скольжения, а также пластические деформации поперечного профиля, обеспечивается стабильное оптимальное взаимодействие колеса и рельса. Однако оказываемое при шлифовании воздействие на материал рельсов может привести к возобновлению устраненных дефектов;
  • по состоянию, при котором устраняются рифли и волны скольжения при достижении установленных предельных значений (например, глубины рифлей 0,05 мм, длины волны скольжения 0,35 мм), соблюдаются установленные предельные значения, обеспечивающие не требующий вмешательства уровень повреждений, повышается экономичность работ по устранению дефектов;
  • циклическое, при котором снимается слой металла высоконагруженных рельсов, где могут развиться усталостные явления, выполняется незначительная корректировка поперечного профиля для сохранения оптимального взаимодействия колеса с рельсом.

Следует отметить, что при циклическом шлифовании периодичность вмешательства зависит от многих, чаще всего местных параметров и определяется или корректируется на основании практического опыта (например, 25 млн. т брутто пропущенной поездной нагрузки для линий с тяжеловесным движением).

Состояние поверхности катания оказывает большое влияние на все верхнее строение пути. Дефекты продольного профиля приводят к возникновению высоких динамических нагрузок не только на рельсы, но и на все другие элементы путевой структуры. Так, увеличивается нагрузка на рельсовые скрепления и шпалы, их приходится чаще заменять. Быстрее ухудшается состояние щебеночного балласта вследствие повышенных вибраций, поэтому путь требуется чаще выправлять, а сам щебень очищать или заменять. Наконец, возникают повреждения нижнего строения пути и подвижного состава, так как на них передаются силовые воздействия контакта колесо— рельс.

Повышенный уровень шума и значительные вибрации создают определенный дискомфорт для пассажиров поездов, а также для жителей районов, прилегающих к железнодорожным линиям. Чтобы снизить дополнительные динамические воздействия, т. е. сохранить максимально гладкую поверхность катания, требуется выполнять дорогостоящие мероприятия — использовать специальные конструкции верхнего строения пути.

Общая оптимизация технического обслуживания

Экономический фактор

Все проводимые мероприятия должны быть не только технически обоснованными, но и экономичными. Граничные условия, определяющие необходимость технического вмешательства, следует выбирать таким образом, чтобы нежелательные эффекты не наносили заметного ущерба качеству пути. Необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб от снижения качества пути и затраты на работы по техническому обслуживанию были минимальными.

Необходимые работы по техническому обслуживанию должны выполняться к определенному оптимальному сроку. Может оказаться выгодным комплексное проведение работ. Целесообразно, например, шлифовать новые рельсы перед укладкой в путь. С точки зрения эксплуатации работы по техническому обслуживанию лучше выполнять в одну смену с закрытием пути для движения поездов, максимально используя производительность путевых машин. Последние, например шлифовальные, должны находиться в состоянии эксплуатационной готовности и иметь максимальную удельную производительность в единицу времени. Затраты на единицу выполненной работы, например 1 м отшлифованного рельса, должны быть минимальными.